Что почитать и что увидеть в июне
31 Мая 2021
Что почитать и что увидеть в июне?
Журнал «Историк» рекомендует.
Старгардт Н. Мобилизованная нация: Германия 1939–1945. — М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2021.
«28 июня 1941 года первые кадры войны вперемешку собрали в наскоро сколоченный киножурнал… Когда <…> немецкие войска на экране взяли пограничную заставу, зал взорвался аплодисментами. Напряжение росло по мере ожидания зрителей увидеть первые кадры с противником. Когда колонна оборванных военнопленных наконец прошагала перед ними, люди выкрикивали "дикари", "недочеловеки", "преступники". Возмущенные женщины сетовали, что их мужчинам приходится "сражаться с таким зверьем"». В книге оксфордского профессора Николаса Старгардта, одного из самых авторитетных исследователей нацизма, немало таких описаний. «Мобилизованная нация» — это анализ того, как воспринималась Вторая мировая война в самой Германии простыми немцами и немками. В основу книги легли частные письма и дневники военного времени.
«Нацистский режим превратил развязанный им конфликт в наиболее чудовищную бойню во всей европейской истории, прибегая к методам геноцида задолго до строительства первой газовой камеры на территории оккупированной Польши», — отмечает профессор Старгардт. Однако «даже японцам не довелось сражаться у ворот Императорского дворца в Токио, а вот немцы дрались возле имперской канцелярии в Берлине». Для того чтобы достичь такого уровня фанатизма, «нацистам пришлось добиться от людей такой общественной и личной мобилизации, какая, несмотря на все старания, в предвоенный период им и не снилась».
Действительно, когда в сентябре 1939 года вспыхнула Вторая мировая война, в Германии ее приняли крайне нерадостно. «Однако никто особо не терзался в поисках ответа на вопрос, почему она началась. Если в Британии и Франции мало кто сомневался, что нападением без веских причин на Польшу Гитлер развязал конфликт ради завоеваний, немцы пребывали в уверенности, будто вынуждены воевать ради самообороны из-за махинаций союзников и агрессивных поползновений поляков». Занимая совершенно очевидную антинацистскую позицию, Николас Старгардт задается вопросами о том, как получилось, что «многие немцы, причем вовсе не являвшиеся махровыми нацистами», смогли перепутать «намеренно разжигаемую их властями жесточайшую империалистическую войну с войной ради обороны отечества? Как могли они видеться себе патриотами в кольце врагов, а не борцами за дело Гитлера с его расой господ?»
Именно на эти вопросы и ищет ответы автор «Мобилизованной нации», в хронологическом порядке — с 1939 по 1945 год — рассказывающий о настроениях немцев, о том, какие у них были надежды и страхи и как менялись их мысли и чувства в моменты побед и поражений, а также после разгрома нацизма. Автор подробно останавливается на том, как граждане страны, развязавшей самую кровавую бойню в истории человечества, воспринимали репрессии и жестокости на завоеванных территориях и в самой Германии, как относились к покоренным народам, к евреям и к «окончательному решению еврейского вопроса».
Назаренко А.В. Князь Владимир Великий. Креститель, строитель, небесный охранитель Руси (опыт общедоступного научного изложения). — М.: Квадрига, 2020.
Книга одного из крупнейших специалистов по раннему периоду русской истории доктора исторических наук Александра Назаренко посвящена эпохе Крещения Руси и ее главному действующему лицу — святому равноапостольному князю Владимиру, заложившему основы русской государственности, церковной жизни, культуры и самосознания. Автор поставил перед собой цель создать «общедоступное научное изложение» жизни и деятельности великого князя, и поэтому книга сочетает доступность со строгой научностью, в ней учтены последние открытия в этой области и даны авторские трактовки спорных вопросов ранней истории Руси.
Шапиро Б. Русский всадник в парадигме власти. — М.: Новое литературное обозрение, 2021.
«Медный всадник», «Витязь на распутье», «Птица-тройка» — эти образы занимают центральное место в русской национальной мифологии. Монография кандидата исторических наук музеолога Бэллы Шапиро показывает, как в отечественной культуре формировался и функционировал образ всадника. Первоначально святые защитники Отечества изображались пешими; переход к конным изображениям хронологически совпадает со временем, когда на Руси складывается всадническая культура. В дальнейшем образ святого превратился в символ великокняжеской, а затем и царской власти. В эпоху становления Российской империи на смену ему пришел эпический образ конного царя-триумфатора.
Федосов А.В., Раффенспергер К. Королевство Русь. — М.: Центрполиграф, 2021.
В первой части книги историк Андрей Федосов проанализировал наиболее заметные работы англо-американских авторов, посвященные проблемам древнерусской государственности середины IX — начала XII века, никогда не издававшиеся в России. Вторая часть представляет собой перевод работы профессора Виттенбергского университета (США) Кристиана Раффенспергера «Королевство Русь». Ее основная идея состоит в том, что Русь, по крайней мере до XIII века, была неотъемлемой частью общеевропейской культурно-политической общности благодаря династическим союзам, культурным контактам и религиозному взаимодействию.
Лавров А.С., Морохин А.В. Ревнители благочестия: очерки церковной и литературной деятельности. — М.: Наука, 2021.
Монография кандидата исторических наук Алексея Морохина и профессора Сорбонны Александра Лаврова посвящена изучению религиозного движения ревнителей благочестия, или боголюбцев (1640–1650-е). На основе широкого круга источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, авторы рассмотрели деятельность представителей движения в Нижегородском Поволжье, Темникове, Новгороде, Костроме и Юрьевце-Поволжском. Особое внимание в работе уделено связям боголюбцев с Печатным двором, правительственной политике в отношении народных обрядов и скоморошества.
Таньшина Н.П. К.В. Нессельроде: Искусство быть дипломатом. — СПб.: Евразия, 2021.
С именем графа Карла Нессельроде (1780–1862), возглавлявшего российское внешнеполитическое ведомство на протяжении 40 лет, связана целая эпоха в истории внешней политики Российской империи. Это было время, когда авторитет России на международной арене достиг невиданной высоты. Между тем еще в XIX столетии в общественном сознании сформировалось карикатурное представление о Нессельроде как о «карлике» и «пройдохе», «беспримерном трусе», «изменнике-немце», предававшем российские интересы. Такой весьма односторонний и предвзятый взгляд нуждается в серьезной переоценке, считает доктор исторических наук Наталия Таньшина, предпринявшая попытку освободить образ графа от многолетних стереотипных наслоений.
Скоробогачева Е.А. Айвазовский. — М.: Молодая гвардия, 2021.
Представитель золотого века отечественной культуры, один из немногих художников России, снискавший громкую мировую славу, Иван Айвазовский (1817–1900) был человеком невиданного трудолюбия и таланта. Автор около 6 тыс. произведений, участник более 120 выставок, кавалер многих российских и иностранных орденов, он находил время и для обширной общественной, просветительской, благотворительной деятельности. Путешествия по странам Западной Европы, поездки в Турцию и на Кавказ стали важными вехами его творческого пути, но все же вдохновение он черпал прежде всего в родной Феодосии. Книга доктора искусствоведения Екатерины Скоробогачевой рассказывает об истинном служителе искусства и Отечества.
Каррер д’Анкосс Э. Россия и Франция: от Петра Великого до Ленина. — М.: РОССПЭН, 2021.
В своей новой книге постоянный секретарь Французской академии Элен Каррер д’Анкосс проследила историю двусторонних связей от создания Российской империи до ее краха, которые «столько раз сближали, объединяли, противопоставляли и примиряли Россию и Францию». Автор называет эти отношения «настоящим захватывающим романом». Именно такой роман представляет собой и ее книга, где показаны многообразные перипетии русско-французского политического диалога, даются характеристики деятелям, в различные периоды отвечавшим за внешнюю политику обеих стран.
Российская империя между реформами и революциями, 1906–1916/Под ред. К.А. Соловьева, А.И. Миллера. — М.: Квадрига, 2021.
Период между революцией 1905-го и революциями 1917 года сравнительно непродолжительный. Для его изучения доступны огромные массивы хорошо сохранившихся источников. Однако можно утверждать, что сегодня этот короткий временной отрезок XX века вызывает самые острые споры и зачастую взаимоисключающие оценки. В рамках коллективной монографии ведущие российские и зарубежные специалисты по истории поздней имперской России обсудили, какие тенденции в ее экономическом, социальном и политическом развитии были прерваны революционными событиями 1917 года.
Зданович А.А. Органы военной контрразведки в битве за Кавказ и освобождение Крыма. — М.: Кучково поле, 2021.
В монографии доктора исторических наук, генерал-лейтенанта в отставке Александра Здановича на основе обширного документального материала раскрываются новые страницы истории органов военной контрразведки периода Великой Отечественной войны. Главное внимание автор уделил деятельности особых отделов НКВД и органов Смерша в конкретных боевых операциях нашей армии и флота, роли контрразведчиков и их негласных помощников в битве за Кавказ и во время операций Закавказского и Северо-Кавказского фронтов по освобождению Крыма.
19 мая — 22 августа 2021 года
Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2
Национальная галерея Умбрии представила Эрмитажу один из разделов своей коллекции «Искусство Средневековья и Проторенессанса». Для выставки было выбрано более 40 наиболее показательных и знаковых произведений Умбрии и Тосканы, отражающих различные грани итальянского искусства XIII–XV веков: одночастные иконы и полиптихи, уникальные ранние образцы алтарных преград и прецессионные кресты. XIV век иллюстрируется иконой знаменитого мастера Проторенессанса Дуччо ди Буонинсеньи «Мадонна с младенцем» (1300–1305), а также работами Мариотто ди Нардо, Таддео ди Бартоло и Джентиле да Фабриано.
29 апреля — 22 августа 2021 года
NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX–XX веков
Музей-панорама «Бородинская битва»
Москва, Кутузовский проспект, 38, стр. 1
Выставка приурочена к 200-летию со дня смерти Наполеона на острове Святой Елены (5 мая 1821 года). За последние пять с половиной лет жизни бывшему императору, обреченному, казалось бы, на забвение в ссылке, удалось создать убедительную для современников и привлекательную для потомков легенду. С его смертью эта легенда стала не только влиять на политику и литературу, но и формировать предметный мир человека в Европе и России XIX — начала XX века. Среди экспонатов выставки — посмертная маска и слепок кисти руки Наполеона, произведения живописи и графики со сценами жизни «узника Святой Елены», табакерка и портсигар с узнаваемым профилем, чернильницы в виде гробницы, статуэтки, карикатуры и открытки с изображением последних дней Наполеона.
21 мая — 15 июля 2021 года
Железный век. Европа без границ
Государственный исторический музей
Москва, Красная площадь, 1
В Государственном историческом музее открылась выставка, которая продолжает цикл московских и петербургских выставок «Эпоха Меровингов» и «Бронзовый век. Европа без границ» — результат многолетнего сотрудничества российских и немецких музеев. Выставка посвящена I тысячелетию до н. э. Экспозиция организована по хронологическому и географическому принципам и включает несколько тематических разделов, соответствующих археологическим культурам, сложившимся на широкой территории от Атлантического океана на западе до Уральских гор на востоке. На выставке представлено более 1300 экспонатов, но особое значение отведено памятникам, судьбы которых были изменены в результате трагических событий Второй мировой войны.
27 мая — 5 сентября 2021 года
Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Образы и символика
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2
Выставка посвящена 800-летию со дня рождения Александра Ярославича, князя новгородского и псковского, великого князя владимирского, героя Невского и Ледового сражений, талантливого полководца и дипломата. В экспозиции представлено около 150 памятников искусства XIII–XX столетий из собрания Государственного Эрмитажа. Большинство экспонатов связано с имперским периодом прославления Александра Невского, который при Петре I стал небесным покровителем Санкт-Петербурга. Центральное место занимает серебряная рака, выполненная по заказу Елизаветы Петровны. Дополняют экспозицию редкие артефакты времен Александра Невского, памятники советского периода и современности.
5 мая — 4 августа 2021 года
Фронтовые кассиры: неизвестные факты войны
Музей Победы
Москва, площадь Победы, 3
В годы Великой Отечественной войны работу финансово-экономической системы страны обеспечивали малоизвестные и малозаметные герои — сотрудники Госбанка СССР. Фронтовые кассиры не только снабжали войска деньгами, проводили наличные и безналичные расчеты, но и обеспечивали сохранность денег, ценных бумаг и документов, а их потеря даже в условиях ожесточенных боев могла довести до трибунала. Каждый раздел выставки рассказывает об одной из ключевых тем в работе фронтовых кассиров: начале развертывания полевых касс, транспортировке и спасении ценностей, работе в блокадном Ленинграде, службе за пределами СССР в 1945 году, когда полевые учреждения Госбанка действовали на территории 14 иностранных государств.
22 апреля — 20 июня 2021 года
Русская финифть. Иконы на эмали XVIII — начала XX века
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Москва, Андроньевская площадь, 10
Техника живописной эмали, или финифти, получила широкое распространение во второй половине XVIII столетия в Москве, а в XIX веке — в Ростове Великом. Если московские художники преимущественно исполняли живописные пластины для украшения богослужебных предметов, то мастера из Ростова сосредоточились на изготовлении небольших икон для паломников, приходивших на поклонение в различные российские монастыри. Произведения двух этих крупнейших центров представлены на выставке.
Варвара Рудакова