Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Николай Губенко. Доверие к Родине

16 Августа 2020

Ушёл из жизни друг нашего журнала, выдающийся кинорежиссёр и актёр, один из основателей Театра на Таганке Николай Николаевич Губенко... Светлая память!

Его слова, надиктованные несколько лет назад для журнала «Историк», сейчас звучат как завещание. Перечитаем их.

Мне было четыре года, когда закончилась война. И, сколько себя помню, любовь к Родине, доверие к ней всегда были для нас основой основ. Можно сказать, что патриотизм мы впитали с молоком Победы. И это не просто громкие слова, но действительно основа существования.

Что такое Родина? Осознать глубину этого понятия нам помогало и помогает святое фронтовое поколение. Мало считать, что поколение победителей было для нас примером. Они были для нас всем. Они умели приходить на помощь к тем, кто в этой помощи нуждался. Им помогала вера в высокое предназначение человека на земле. В то, что можно сделать жизнь чище, ярче. Вера в будущее, ради которого стоит отдавать все силы.

Наши необыкновенные учителя — это те, кто выдержал самую жестокую и напряжённую войну, те, кто защитил Родину. У них хватило сил, чтобы за несколько лет вытащить страну из послевоенной разрухи. Это было настоящее чудо. А ещё после войны остались мы — миллионы детей. И они сумели нас обласкать, накормить, согреть, выучить. Это забыть невозможно. Ради нас они пожертвовали многим: здоровьем, обыкновенным житейским комфортом. Они боролись за наше счастье, за будущее страны. Они научили нас близко к сердцу принимать то, что происходит с Отечеством, не быть равнодушными, не жить по принципу «моя хата с краю».

В душе человека патриотизм борется с эгоизмом. Если главное для нас — деньги, приумножение капитала, мы сможем переступить через свою страну. В последние десятилетия это проявилось с трагической полнотой. Многие поверили, что не в правде Бог, а в силе и вошли в конфликт со своей совестью. Как можно отделить свою судьбу от судьбы отчизны? Мне неизменно было жаль тех, кто навсегда уезжал из нашей страны, ведь они теряли самое главное в жизни — землю под ногами. Они уезжали за славой, за успехом, включались в сражения холодной войны на той стороне, а Родину теряли.

Патриотическое мировоззрение не означает, что мы слепо идеализируем свою страну, не замечаем недостатков нашей жизни. Любить Родину — значит верить, что её можно изменить к лучшему. Где-то рядом — и вера в человека, в его способность сделать мир вокруг справедливее и честнее.

Любить Родину — значит знать её прошлое, её корни. Несколько лет назад мы в театре «Содружество актёров Таганки» поставили спектакль, стержнем которого стала история нашей страны. Мы так и определили жанр: историческая драма. Идеолог германского нацизма Альфред Розенберг говорил: «Достаточно уничтожить памятники культуры того или иного народа, чтобы во втором поколении он перестал существовать». Розенберг разрабатывал методику уничтожения народов. А для нас это урок, предупреждение: разобщение и отказ от собственного прошлого — это гибель. Страшно, когда мы становимся чужими друг другу, когда рвётся нить времён. И мы, создатели спектакля и актёры, сопоставляем на сцене прошлое с настоящим, ставим публику перед необходимостью думать, размышлять, давать оценки и принимать самостоятельную точку зрения.

Воспитание любви к Родине — это, возможно, главная задача культуры. Всё начинается с алфавита, с нашей русской кириллицы. Сколько стало англоязычных надписей в наших городах, они окружают нас повсюду, привлекают ярким неоном. В кинозалах и на телевидении в основном американские фильмы, нацеленные не только на коммерческий успех, но и на укоренение определённой системы ценностей, прямо скажем — весьма далёкой от русской традиции. Между тем именно так формируется мировоззрение.

Я люблю английский язык, на нём написаны великие книги. Но есть основы, которые нельзя расшатывать. Русский язык — важнейшая сила, объединяющая наш народ. И поэтому так больно видеть на помойках выброшенные книги — как памятники погибающей цивилизации. Надеюсь на возрождение русского языка — через литературу, через искусство, через всенародную любовь к родному слову.

На памяти нашего поколения недавнее прошлое — начало 1990-х, когда ложь о нашей стране, а в особенности о советской эпохе оказалась востребованной, став чем-то вроде конвертируемой валюты. Многие плыли по течению этой волны. Русская культура всегда утверждала, что «человек человеку брат», и на этом строилась жизнь. Тогда нам начали назойливо внушать, что «человек человеку волк». Но люди отторгают эту лукавую истину. И, хотя сегодня мы часто разобщены и разбросаны, далеки друг от друга, верю, что из нас не вышибить историческую память, не выветрить национальный дух. Счастье, когда чувствуешь, что многие поколения жили не зря, что опыт прошлого помогает детям будущего. Это и есть патриотизм.

Николай Губенко, народный артист РСФСР

Редакция журнала «Историк»