Памяти Александра Иваницкого
25 Июля 2020
Горькая новость пришла сегодня. Трагически погиб великий атлет, олимпийский чемпион и многократный чемпион мира по вольной борьбе Александр Владимирович Иваницкий (1937–2020). Блокадник, настоящий человек, самый элегантный борец-тяжеловес, не отдавший в своей спортивной жизни ни одного очка иностранным противникам. Друг журнала «Историк»...
Олимпийский чемпион Токио-1964, король вольной борьбы, действовавший на ковре грациозно и непобедимо. Добрый, хлебосольный, мудрый человек, открытый, искренне неравнодушный ко многому и многим. Кстати, мы познакомились на вечере, посвящённом Николаю Гоголю. Он рассуждал о «Тарасе Бульбе». Он был влюблён в Гоголя, в литературу, в русский язык, в разговоре всегда старался найти самое образное и точное слово... Не забудем, что долгие годы Александр Иваницкий был столпом нашей спортивной журналистики — и это были лучшие времена советского спорта. В тот день мы сидели на первом ряду в Доме кино. Александр Владимирович немного опоздал и занял место рядом со мной. Я не знал, что он примет участие в гоголевском вечере. Но первое, что увидел, — стёртое борцовское ухо своего соседа. И сразу понял, что это он, мой любимый борец-вольник... Несколько часов мы тогда проговорили за чаем. О спорте, о тренерах, о политике, о послевоенной жизни... Потом были новые разговоры, интервью... Прежде чем принять предложение выступить на страницах журнала «Историк», он спросил: «А вы ничего не писали против Победы? Не признаю этой новой моды — превращать великое прошлое в сенсацию». «Власовец», «фашист» — это навсегда были самые страшные для него слова. Даже не слова, а проклятия. Но, познакомившись с нашими номерами, Александр Владимирович решительно подытожил: «Мы вместе! И нам ничто не страшно!»
Ученик фронтовика, мощного атлета и настоящего героя Сергея Андреевича Преображенского, он был настоящим человеком чести. Утрата. И светлая память навсегда! Но как же это несправедливо...
Для нашего журнала несколько лет назад он писал, вспоминая блокаду: «Когда приходится слышать, что лучше бы Ленинград было сдать врагу, не могу примириться. По-моему, так могут рассуждать только внутренние власовцы. Они не понимают главного. Если бы мы показали немцам слабину, они бы никого не пощадили. Загнали бы за Урал, уничтожили бы. Эти нынешние критики просто не появились бы на свет. И ещё они не понимают, из какого теста сделан русский человек. А Великая Отечественная показала это наглядно. У нас даже в самые тяжёлые первые недели войны Брестская крепость не сдалась. Не сдавался Сталинград. И Ленинград выстоял.
Для нас, ленинградцев, было два салюта Победы. И каждый из них навсегда остался в памяти. Первый — это январь 1944 года, когда гитлеровцев разбили под Ленинградом и была окончательно снята блокада. Я хорошо помню первый ленинградский салют той зимой. Орудия били из Петропавловской крепости. Мы шли к ней, залпы застали нас в дороге. Зимняя ночь, ледяная Нева — и всполохи салюта. А уж потом были май 1945-го, взятие Берлина и День Победы».
Уходит эпоха. Уходят хранители нашей исторической памяти. Как важно не предавать их идеалов. Помнить их глаза, их улыбки, слова и подвиги. От Александра Иваницкого остались не только фантастически красивые победы на ковре, но и книги, интервью, которые непременно мы будем перечитывать.
Прощайте, Александр Владимирович! Как с Вами было тепло. Вы настоящий ленинградец, победитель! Были и есть.
Арсений Замостьянов