Святой трифон
14 Февраля 2018
14 февраля (1-го по юлианскому календарю) Русская православная церковь чтит святого мученика Трифона. В его честь в Москве построен храм, который по своему значению и древности стоит в одном ряду с соборами Московского Кремля. Однако вниманием туристов он «не избалован»: за исключением специалистов по архитектуре храм Святого Трифона знают лишь москвичи, живущие в окрестностях проспекта Мира и в первую очередь на Трифоновской улице.
В древности в этих краях располагалось небольшое село Напрудное. Своё название оно получило по проточному пруду и одноимённой реке, бывшей, в свою очередь, притоком Неглинной. Впервые Напрудное упоминается в XIV веке в статусе дворцового села, то есть принадлежащего лично великому князю. Согласно духовной грамоте Ивана Калиты 1339 года оно переходило к его сыну Симеону: «Се дал есмь сыну своему болшему Семену... село Напрудское у города». Впрочем, исследователи предполагают, что село могло быть основано и гораздо ранее, в XII–XIII веках. Со временем здесь появился Государев Воловий двор. Река и пруд славились обилием рыбы (отсюда второе название реки — Рыбная), а особым достоинством этих мест была соколиная охота на птицу, в том числе на уток и гусей, живших на пруду.
Именно с соколиной охотой связано предание о создании церкви во имя Святого мученика Трифона. Здесь со своими приближёнными охотился Иван III (по другой версии легенды, Иван IV Грозный). К несчастью, князь Трифон Патрикеев как раз в это время упустил любимого государева сокола и, опасаясь монаршего гнева, слёзно молился своему святому покровителю о помощи. Обессилев от долгих поисков, Патрикеев уснул, и во сне ему явился юноша на белом коне, державший на руке сокола. Юноша, которым был святой мученик Трифон, сказал: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чём не печалься». Пробудившись, князь Патрикеев в самом деле увидел пропавшего сокола, сидевшего на сосне неподалёку. Отвезя его своему господину, князь Патрикеев дал обет возблагодарить Бога и своего ангела-хранителя за спасение. На том месте, где произошло явление святого, он построил сначала часовню, а затем и храм во имя Святого мученика Трифона. Впоследствии, на рубеже XVI–XVII веков, на восточной стене храма была выполнена фреска, изображающая святого Трифона в виде всадника с соколом на правой руке. В таком же виде принято изображать святого Трифона и в наши дни.
Построенная в Напрудном каменная церковь представляет собой одноглавый бесстолпный одноапсидный центрический храм, перекрытый крещатым сводом. Исследователи сходятся во мнении, что трифоновский храм был первым с крещатым сводом. Для рубежа XV–XVI веков это явилось новым словом в церковном зодчестве Руси. Впрочем, точная датировка каменной церкви до сих пор вызывает бурные дискуссии у специалистов. Самые смелые датируют её концом XV века, опираясь на надгробную надпись с южной стороны здания и на тот факт, что она выстроена из белого камня (кроме кирпичных сводов и барабана купола). Называется даже точная дата — 1492 год, эпоха Ивана III. Другие придерживаются более осторожной версии и датируют храм Святого Трифона в Напрудном сер. и даже второй пол. XVI века — временами Ивана IV Грозного. Гипотеза, выдвинутая историком архитектуры Сергеем Заграевским, называет периодом возведения храма сер. 1470-х — сер. 1480-х годов.
В 1803 году митрополит Черногории Пётр I Негош привёз в Россию из города Котор частицу мощей святого Трифона в дар императору Александру I. В 1819 году святыню передали в московскую церковь и вставили в храмовую икону. Впоследствии, в 1883 году, копию этого образа подарили черногорскому князю Николе I. Тогда же, в XIX веке, началось расширение древней церкви, к которой пристроили вытянутую трапезную с приделом Святого Николая Чудотворца и шпилеобразной колокольней с запада. В 1861 году в трапезной создали второй придел во имя Филарета Милостивого — по святому покровителю митрополита Московского Филарета.
На рубеже XIX–XX веков трифоновский храм значительно увеличился в размерах. В 1889–1892 годах по проекту архитекторов Петра и Павла Зыковых была пристроена вторая колокольня — в два раза выше прежней, в формах псевдорусского стиля. В 1894–1898 годах возвели новую обширную трапезную. Кроме того, в 1911 году был создан новый мраморный иконостас с великолепными Царскими вратами, спроектированными архитектором Фёдором Шехтелем. К сожалению, они были утрачены, как и все интерьеры, после закрытия храма в 1931–1932 годах.
Храмовая икона святого Трифона с частицей его мощей сохранилась, так как её перенесли в церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе неподалёку от Рижского вокзала (этот храм в ХХ веке не закрывался, в него были перенесены святыни из многих разрушенных московских церквей). Там она находится и сегодня. Храм Святого мученика Трифона после закрытия утратил все свои пристройки XIX–XX веков и вернулся к изначальным размерам: заступничество реставраторов Дмитрия Сухова и Петра Барановского позволило сохранить древнейшую часть здания. Фреску с изображением святого Трифона и сокола сняли и перенесли в Третьяковскую галерею. В 1947–1948 годах в процессе научной реставрации, организованной Львом Давидом, восстановлена историческая шлемовидная форма главы и воссоздана маленькая звонница над юго-западным углом церкви. После реставрации она долгие годы стояла запертой на замок. Из-за маленького размера храма местные жители называют его «часовней». Тем более что вокруг него выросли огромные больничные корпуса МОНИКИ. Это зрительно делает церковь совсем крохотной на фоне многоэтажных исполинов.
В 1993 году храм Святого Трифона возвратили верующим, и он стал приписным к близлежащей церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. В нём возобновлены богослужения, приведена в порядок территория вокруг храма, место утраченных приделов отмечено деревянными крестами. Жизнь вернулась в трифоновскую церковь, чей престольный праздник здесь снова празднуется, как и прежде, 14 февраля.
Никита Брусиловский