Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Шаг в бездну

№57 сентябрь 2019

Гитлер жаждал завоевать весь мир, и 1 сентября 1939 года он сделал еще один шаг к достижению своей цели. Чем все закончилось, хорошо известно: это был шаг в бездну

 

Фюрер Третьего рейха Адольф Гитлер сыграл огромную роль в мировой истории ХХ века. Уже поэтому им нельзя не интересоваться. Он интересен хотя бы тем, что смог прийти к власти в Германии – старой цивилизованной стране, которая дала миру величайших философов, знаменитых писателей, поэтов и артистов. 

Лично я поражена, насколько Гитлер не понимал окружавшего его мира. Войну с Советским Союзом он проиграл потому, что считал русских какими-то варварами и был уверен в том, что может делать все, что ему захочется. Германские генералы ему говорили, что не надо лезть в Россию, а уж если залез, то на завоеванных территориях надо вести себя по-человечески. Гитлер же оставался глух к предупреждениям. Он искал на востоке Европы земли и рабов. И больше его ничего не интересовало. Это был чудовищный персонаж, человек с пещерными фобиями. 

Он презирал целые народы, а евреев, словно сумасшедший, хотел полностью уничтожить! Мне до сих пор непонятно: почему? На протяжении веков евреи играли заметную роль в культурной жизни Германии – литературе, музыке, философии. Многие из них там родились, считали Германию своей родиной и своей страной. Как можно было не понимать, что евреи – часть Германии? 

Конечно, дело не только в личности Гитлера. Корни Второй мировой войны надо искать в Версальском договоре. И в этом смысле, на мой взгляд, французский премьер-министр Жорж Клемансо, который был одним из моторов этого мирного договора, одновременно явился одним из главных виновников того, что ситуация в Европе оказалась столь шаткой и тревожной. Да, Клемансо был великим человеком, однако он ненавидел Австро-Венгерскую империю и сыграл немалую роль в ее разрушении. Распад Австро-Венгрии, в свою очередь, имел катастрофические последствия. На ее обломках после Первой мировой войны было создано несколько небольших государств. С ними позже лидер нацистской Германии расправился быстро и без особых усилий. К сожалению, другие страны, в том числе и демократические, не были достаточно энергичными, чтобы в 1930-е противостоять германской экспансии и авантюрам Гитлера. Подтверждение тому – печально известное Мюнхенское соглашение 1938 года, когда Великобритания и Франция, по сути, дали карт-бланш Гитлеру на дальнейшую экспансию в Европе. 

Сегодня можно услышать мнение, что СССР наряду с гитлеровской Германией несет ответственность за развязывание Второй мировой войны. Я всю жизнь изучала советскую систему и считаю ее преступной, причем прежде всего по отношению к своему собственному народу. Но что касается начала Второй мировой, то не может вызывать споры тот факт, что приказ напасть на Польшу отдал фюрер Третьего рейха. Впрочем, надо признать и то, что пакт Молотова – Риббентропа во многом развязал Гитлеру руки… 

Увы, нужно признать и другое: в наши дни нигде в мире люди историей уже не интересуются. Люди живут в ином мире – не в том, который был еще каких-нибудь 30 лет назад. С окончанием холодной войны интерес к прошлому прошел. Нынешнее молодое поколение европейцев очень плохо знает историю. Выступая в разных странах, я не раз задавала вопрос аудитории: «Вы знаете о том, что был Советский Союз?» И чаще всего звучал примерно такой ответ: «Да, что-то такое когда-то было». Так и события Второй мировой войны для многих – это как будто Древний мир. Я в течение долгих лет преподавала в Сорбонне и сама наблюдала за тем, как уходила историческая память. Так происходило не только во Франции, но и во всей Европе. В мире стало много самой разной информации, и в ее потоке исторические темы занимают все меньше и меньше места. Будучи по жизни оптимистом, в вопросе о возможном расширении в будущем интереса к истории я пессимист. Надеюсь, что у граждан России историческая память более крепкая и глубокая… 

 

Элен Каррер Д’Анкосс, историк, постоянный секретарь Французской академии, иностранный член РАН