Этот день остался в истории Великой Отечественной как свидетельство о несокрушимом ленинградском характере. Над этой симфонией Дмитрий Шостакович работал в первые недели блокады, а завершил её в Куйбышеве. Дирижёр Карл Элиасберг с великим трудом собрал оркестр в блокадном городе. Многие музыканты оркестра Ленинградского радиокомитета погибли в дни блокады. Во время репетиций музыканты  получали дополнительные пайки.

И вот зажглись хрустальные люстры в зале Ленинградской филармонии. Музыканты в потрёпанных пиджаках и гимнастёрках, публика в ватниках… Только Элиасберг — в белой манишке, при бабочке. Войскам Ленинградского фронта был отдан приказ: «Во время концерта ни одна бомба, ни один снаряд не должны упасть на город». И город внимал великой музыке. Нет, это был не реквием Ленинграду, но музыка непоборимой силы, музыка будущей Победы. Через громкоговорители концерт транслировали по всему Ленинграду. Его слышали и немцы на передовой. «Нью-Йорк таймс» писала: «Симфония Шостаковича была равносильна нескольким транспортам с вооружением». Бывшие офицеры Вермахта вспоминали: «Мы слушали симфонию в тот день. Именно тогда, 9 августа 1942 года, стало ясно, что война нами проиграна. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть». А симфония так и называется — Ленинградская.

0908-2