Петербурго-московская (так она называлась сначала) дорога стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской империи. Её протяжённость составила 645 км (604 версты). В 1855 году дорога получила наименование Николаевской. Строили её долго и основательно. Был учреждён Особый вневедомственный комитет, в котором работали и Карл Толь, и Пётр Клейнмихель, и сам цесаревич. В апреле 1843-го трассу нанесли на карту, утверждал её сам император. Для работ нанимали и крепостных, и государственных крестьян. Восьмилетнее строительство обошлось примерно в треть годового бюджета империи.

Первыми дорогу проверили военные. А 30 августа по новой дороге в Москву направился царский поезд. Путешествие заняло 19 часов. С тех пор поезда пошли ежедневно.

Железнодорожный транспорт уступал речному по рентабельности, но лучшего сообщения между двумя столицами империи изобрести было нельзя.

28