Канал соединил две могучие реки — Волгу и Дон — в месте их наибольшего сближения, неподалёку от Сталинграда, возле города Калач-на-Дону. О таком канале мечтали ещё османские султаны и наш император Пётр Великий. Работами на трассе канала руководил Сергей Жук, талантливый гидротехник, под руководством которого уже были построены Беломорско-Балтийский канал и канал Москва — Волга. В строительстве принимало участие около 100 тыс. пленных немцев, около 100 тыс. заключённых и 700 тыс. вольнонаёмных. Общая протяжённость канала составила 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам. Было построено 13 шлюзов. Движение судов началось 1 июня 1952-го, но официальное открытие канала состоялось 27 июля. Тем летом по каналу пошли и грузы, и пассажиры, и туристы. Великолепное архитектурное оформление канала обеспечил выдающийся зодчий Леонид Поляков. А композитор Сергей Прокофьев написал симфоническую поэму «Встреча Волги с Доном».