Первая русская железная дорога начала ежедневную работу. Это были поезда на конной тяге. Только по воскресеньям ходили «пароходы» — поезда на паровой тяге, воспетые Нестором Кукольником и Михаилом Глинкой: «Дым столбом кипит, дымится пароход!».

Полный переход на паровую тягу произойдёт через год. Ежедневно из Петербурга отправлялись от 500 до 1000 пассажиров — в основном на увеселительные прогулки. Дорога была однопутной с разъездом посередине. Поезда с конечных станций отправлялись одновременно и, пройдя половину пути, расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут.

До 1851 года Царскосельская железная дорога была единственной в России, пока не построили Николаевскую дорогу, соединившую Петербург с Москвой.

ДВИ-11 2