Тысячу лет на Святой горе звучит русская речь. Сегодня на Афоне насчитывается 20 монастырей: семнадцать греческих, один болгарский, один сербский и один русский — Свято-Пантелеимонов. Всё началось с преподобного Антония Печерского (983–1073) — основателя русского монашества. Именно на Афоне он согласно Житию достиг «больших степеней совершенства, сам сделался наставником в монашеской жизни для многих братий. Тогда игумен, призвав его к себе, сказал: «Антоний! Иди обратно в Русскую землю — пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой горы!». Антоний направился в Киев и основал там Печерский монастырь — первый на Руси.

Президент России Владимир Путин на Афоне. 2005 г.

Президент России Владимир Путин на Афоне, 2005 год

Первое документальное свидетельство о наличии на Святой горе русского монастыря датируется 1016 годом. К этому времени относится подпись настоятеля русского монастыря в одном из актов Великой лавры: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал». До сих пор не установлено, где именно располагалась эта обитель. Зато под 1030 годом в документах упоминается обитель Пресвятой Богородицы Ксилургу (Плотника — предположительно по имени монаха-мастера). Она существует по сей день. Соборная Успенская церковь этого скита — древнейший сохранившийся в мире русский храм. Есть косвенные данные, что развитию этой обители помогал великий князь Ярослав Мудрый. По-видимому, Антоний Печерский, посещавший несколько афонских монастырей, надолго останавливался также в Ксилургу. Русская братия в Ксилургу постепенно разрасталась, и в 1169 году по просьбе игумена Лаврентия священноначалие Святой горы передало в ведение русичей заброшенный к тому времени монастырь Фессалоникийца. Эту древнюю обитель закрепили за русским братством навсегда как «имевшую некогда первенство между второстепенными монастырями Святой горы как по обширности, так и по блеску». Расположившаяся высоко в горах, она стала именоваться Нагорный, или Старый Руссик. Впоследствии она обрела название «Монастырь Святого великомученика Пантелеимона россов». Он стал центром притяжения русских паломников. При избрании епископов в некоторых русских епархиях предпочтение отдавалось тем, кто прошёл «испытание» Святой горой. Из Афона «родом» Святогорские монастыри под Владимиром и Псковом — святыни Русской земли.

SONY DSC

Преподобный Антоний Печерский

Патриарх Кирилл говорил: «Многие прославленные монастыри и монашеские традиции на Руси возникли и развивались по образу и примеру святогорского монашества. Преподобный Сергий Обнорский, ученик и сподвижник основателя Троице-Сергиевой лавры преподобного Сергия Радонежского, преподобный Арсений Коневский, основавший обитель на одном из островов Ладожского озера, преподобный Нил Сорский, создавший школу монахов-нестяжателей, преподобный Паисий Величковский, вдохновитель всемирно известного русского старчества, и многие другие начинали путь иноческого жития под руководством опытных наставников-святогорцев».

Связь не прерывалась даже в самые чёрные годы русской раздробленности и османского владычества над Грецией. Действенную помощь Пантелеимонову монастырю оказывал Великий князь московский Иван III.

Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

К началу XVIII века монастырская жизнь стала угасать. Всё меньше паломников прибывало с Русской земли. По свидетельству Василия Барского, в 1725 году в обители оставались только четыре насельника — «два от руссов, два от болгаров, игумен болгарин». Трудные времена настали для монастыря. Однажды одному из старцев-греков явился в видении святомученик Пантелеимон и произнёс: «Если в моём монастыре не будет русских, монастырь запустеет». С этого пророчества в XIX веке началось возрождение обители. Немало русских судеб связано с Пантелеимоновым монастырём… Достаточно упомянуть князя Сергея Ширинского-Шихматова. Морской офицер, знаменитый поэт, академик, в 47 лет он принял монашество. На Афон приехал как иеромонах Аникита. В Ильинском скиту на Афоне он заложил храм Святителя Митрофана Воронежского.

Ты ныне на горе, Мессия и Господь!
Свою преобразил богоприимну плоть,
Дав перстному ея блеск солнечный составу;
Твоим ученикам Твою являя славу,
Не всю — но вместную для бренных их очей.
Единый из Твоих безчисленных лучей
И нам да возблестит во тьме греха сидящим;
И вновь да сотворит добротами блестящим
Померкшее во зле душ наших естество.
Тебе, о светов Свет! честь, слава, торжество!

Император Николай I

Император Николай I

Подлинным покровителем монастыря являлся император Николай I. В конце XIX века настоятелем стал архимандрит Макарий (Сушкин) (1821—1899). Именно этот мудрый пастырь умиротворил взаимные отношения на Афоне русских и греков. При нём монастырь превратился в замечательный издательский центр. Строились новые храмы. В те годы о русском монастыре на Афоне узнали даже в отдалённых областях Российской империи. В 1913 году в обители Пантелеимона насчитывалось более 2000 монахов. А затем опять наступило время испытаний. После десятилетий упадка монастырь начал возрождаться. В 1970-е его посетил тогдашний Патриарх Московский Пимен. Братию снова пополнили русские монахи.

Архимандрит Макарий (Сушкин)

Архимандрит Макарий (Сушкин)

В последние двадцать лет всё больше русских людей стремится на Афон. Святая гора просвещает Россию. Это закономерный процесс сохранения традиций, поиска исторической идентичности. В 2005-м Святую гору впервые посетил президент России Владимир Путин, побывавший во многих обителях «монашеской республики». Удивительно, но до него ни один глава государства Российского не бывал в этом центре православного благочестия… Пантелеимонов монастырь встретил президента России колокольным звоном.

Впервые президент России побывал на Афоне в 2005-м

Впервые президент России побывал на Афоне в 2005-м

Сегодня без Афона трудно себе представить жизнь Русской православной церкви. Речь не просто о духовенстве, но и о тысячах мирян. И, когда мы говорим о русском мире, сразу представляется святыня среди греческих скал. Далёкий край, а нашенский.


Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ