Совершим путешествие на малую родину Деда Мороза. В самом названии этого города кроется намёк на его роль в истории нашей страны (эпитет «Великий» доставался далеко не каждому!) и звучат сказочно-народные мотивы (непривычное для современного слуха «Устюг»). Многие знают, что именно здесь живёт наш русский Дед Мороз, вполне реальный, хоть и сказочный, персонаж. И вообще городу есть чем гордиться.

УстюгВид города со стороны Сухоны

Устюг. Начало

Согласно летописям, первое поселение на высокой горе у слияния двух рек — Сухоны и Юга — люди основали в XII веке. Отсюда открывался прекрасный обзор на всю округу, и городище назвали Глядень, или Гледен в современном звучании. Но и неприятностей у первопоселенцев хватало: чудские племена часто нападали на Гледен, речные воды всё время подмывали берега, так что в итоге горожане были вынуждены перебраться на левый берег Сухоны, рядом с устьем Юга. Отсюда и имя нового города — Усть-Юг, то есть Устюг.

В 1212 году здесь появился первый на Русском Севере монастырь, основанный преподобным Киприаном во имя Михаила Архангела. Вот только уже через пять лет на город начали совершать набеги камские булгары. Им надо было отвоевать у русских князей контроль над Волжско-Камским водным путём, ведь он открывал выход к прекрасным охотничьим угодьям.

Устюг с самого начала был русским северным форпостом. Потом, когда границы сдвинулись и необходимость в обороне отпала, осталась торговая функция — город обеспечивал выход по Сухоне и Северной Двине прямо к Белому морю. Иван Грозный даже ввёл Устюг в число «опричных» городов, дававших деньги на «государев обиход». Как раз тогда Устюг стал Великим.

Соборное дворище

Конечно, охватить весь город в рамках одной статьи невозможно, но получить хотя бы поверхностное представление о нём вполне можно. Итак, в первую очередь надо побывать на Соборном дворище. Это самая древняя часть Великого Устюга.

Устюг-2Соборное дворище

Сложившийся там архитектурный комплекс возник, по сути, одновременно с городом (хотя, конечно, к нашему времени значительно изменил свой облик). Один из главных исследователей истории Устюга Вениамин Шляпин в нач. прошлого века предположил, что заселение города шло от Успенского собора.

Именно это здание считается старейшим в Устюге. В своё время собор был кафедральным, в нём похоронены многие епископы Великоустюжской епархии.

Помимо Успенского на дворище находится ещё несколько заметных храмов: Вознесенский, церковь Иоанна Праведного, Прокопьевский собор, посвящённый местному почитаемому святому. Близко поставленные храмы сплетаются воедино так, что с первого взгляда и не разберёшь, где чьи стены, где чьи венчания: словно Соборное дворище — это одно большое многоглавое церковное тело…

Устюг-3Церковь Вознесения. Фото нач. XX века

Да, наверное, так оно и задумывалось строителями. Монолитом встаёт оно над набережной Сухоны, отражаясь в водах северной реки. Дополняет ансамбль колокольня. Строилась она не в раз, низ датируется XVII веком, верх воздвигли столетием позже. Это массивное сооружение возводили специально для огромного колокола весом в тысячу пудов!

Своя школа

Своя зодческая школа сформировалась в Великом Устюге в XVII веке. В отличие от могучих, коренастых и строгих храмов «соборного» типа, широко распространённых в то время по всему Русскому Северу от Архангельска до Белоозера, устюжские церкви — это вариации на темы узорочной архитектуры и русского барокко.

Настоящий шедевр узорочья в местном исполнении — Вознесенская церковь, апофеоз нарядной асимметрии, отсылавший бы нас прямиком к московским законодателям моды, кабы не характерные фигурные главки «с перехватами» и колокольня башенкой — примета северного региона. Как поражают воображение все эти ряды кокошников, колонки, карнизы, наличники, крыльцо с неизбежной «гирькой»…

И в особенности этот дивный придел, словно отдельный миниатюрный храмик, задавший зодческий «тренд» устюжан: громоздить друг на друга объёмы — восьмерики, цилиндры, создавая сложные и фактурные церкви-башни. Вон как в Дымковской слободе на другом берегу реки, где с традиционным «кубиком» Спасо-Преображенской церкви соседствует более поздняя ярусная церковь Сретенская. За полвека устюжане полностью трансформировали свою школу, отточили стиль, которому захотели подражать соседи! Не зря зодчих с берегов Сухоны часто и охотно привлекали для каменных работ на Вятке и Лузе, неслучайно «вятское барокко» имеет столько общего с «поздней» (XVIII века) архитектурой Устюга!

Устюг-4Набережная реки Сухона. Фото нач. XX века

В Устюге есть всё или практически всё. Хотите «монументалки»? Пожалуйста, мощный Михайло-Архангельский монастырь и тут же неподалёку — суперузорочная Вознесенская церковь. А если смешать краски? Так вот Мироносицкая церковь, редкий для Устюга сплав местного узорочья с барокко, как с отечественным нарышкинским, так и с «привозным» европейским — только взгляните на эти наличники апсид!

Точёные образы XVIII века — Николо-Гостунская и Ильинская церкви: двухэтажные кубики с многоступенчатым верхом да колокольня — гранёная башня со шпилем.

Ну и нечто совсем уже фееричное — Симеоновская церковь: тема вроде бы чисто европейская, но настолько по-устюжски отыгранная, что диву даёшься: то ли храм, то ли дворец смотрится в сухонские воды с невысокого склона!..

Ходить и ходить по улочкам Устюга, любоваться и любоваться его архитектурными шедеврами.

Знаменитые горожане

Так сложилось, что Великий Устюг — это родина многих землепроходцев и мореплавателей XVII–XVIII веков. Среди них такие знаменитые путешественники, как Семён Дежнёв, Владимир Атласов (уроженцы города), Ерофей Хабаров (родился в деревне неподалёку)…

Многим из них в городе установлены памятники. А как же иначе? Ведь, например, Дежнёв (1605–1673), казачий атаман и торговец пушниной, прославился как исследователь Сибири. Он снарядил экспедицию на Чукотку, открыл пролив, разделяющий этот полуостров и Аляску (сейчас по иронии судьбы пролив называется Беринговым, зато Дежнёву достался мыс), нанёс на карты Колыму, сплавлялся по реке Анадырь, а также много времени посвятил изучению природы Анадырского края.

Владимир Атласов снискал себе славу «камчатского казака» и вообще «обретателя Камчатки». Он подробно изучил и описывал жизнь местного населения и привёл их «под высоку цареву руку», обеспечив России выход к Тихому океану.

Ерофей Хабаров с юности занимался солеварением в Сольвычегодске и пушным промыслом на Таймыре и по реке Лене. Однажды он решил отправиться ещё дальше — в Приамурье, составил «чертеж реке Амуру» и множество карт Сибири. В память о нём назван теперь целый город — Хабаровск.

Всё это начиналось в Великом Устюге…

Великоустюжская чернь

Богата наша страна на художественные промыслы. Практически каждый регион имеет свой, исторически сложившийся, как теперь принято говорить, «бренд». Так вот, в Устюге это чернёное серебро — искусство, которым местные мастера овладели в XVII веке. Чёрным рисунком исстари украшали столовые приборы, посуду, с «освоением» курения — портсигары.

А технология чернения такова: рисунок на серебряную вещь наносят гравировкой или протравливанием. В получившиеся углубления заливают сплав из серебра, меди, свинца и серы…

И, хотя известно, что чернёные украшения делали не только в Устюге, лишь здешние изделия имеют особенно насыщенный цвет, а сюжеты рисунков столь богаты и разнообразны. Неслучайно же на всю Россию славились великоустюжские мастера!

И именно местного ювелира Михаила Климшина (Климушкина) вызывали в своё время в столицу «для обучения оного мастерства московских жителей от купечества». Между прочим, северной черни повезло: этот промысел не ушёл в небытие после революции. Наоборот, в Устюге быстро открылась артель.

Советские мастера использовали сюжеты из произведений русских классиков, искусство стало развиваться столь стремительно, что на Всемирной выставке в Париже в 1937 году великоустюжские изделия получили Большую Серебряную медаль.

В гости к Дедушке Морозу

И, наконец (хотя для кого-то, может быть, и во-первых!), ещё один «бренд» Великого Устюга — Дед Мороз. Именно этот город считается родиной главного русского волшебника, без которого давным-давно Новый год — не Новый год. И сейчас уже не важно, что «родина Деда Мороза» изначально была просто туристическим проектом.

За двадцать лет его существования он стал не просто неотъемлемой частью экскурсионных маршрутов и туров — гораздо больше: он часть нашего знания о стране, часть фольклора, если хотите. Где живёт Дед Мороз? Конечно, в Устюге, кто же этого не знает! Так вот, в Устюге можно побывать и в городской резиденции Деда Мороза, и в его загородной вотчине. Где, кстати, есть и гостиничный комплекс.

Устюг-5Панорама города. Фото нач. XX века

Здесь, в сосновом бору, в 12 км от города, есть возможность сказочно провести время, причём вне зависимости от того, зима за окном или лето. И повидаться с Дедом Морозом, кстати, тоже. Правда, надо заранее узнать, будет ли он на месте. Ведь, несмотря на то что Дед Мороз — персонаж сказочный, он живёт весьма активной и насыщенной жизнью, много ездит по России-матушке, встречается с детьми и взрослыми, а также… с другими книжными персонажами, которые давно переселились из сказки в нашу реальную жизнь. Нужно просто захотеть встретиться с ними!

Наталья и Григорий ЕМЕЛЬЯНОВЫ