В наше насквозь рыночное время, когда спрос определяет предложение, трудно себе представить, чтобы товаропроизводитель сам, добровольно, ограничивал своё производство, если за  его товаром уже выстроилась очередь из желающих. И любой из проводящихся ныне модных соцопросов легко бы подтвердил: «Такого просто не может быть никогда!».

А между тем у меня перед глазами пример, когда популярный писатель, чьими повестями и романами  зачитывается вся страна, упрямо отказывается «шурфить» в том же направлении, хотя и знает, что его ждёт  там «золотая жила».

Лев Овалов (настоящая фамилия — Шаповалов) ворвался в молодую советскую литературу стремительно в 22 года — большим стихотворением для детей «Пятеро на одних коньках» (1927 год, опубликовано отдельной книгой, которая с тех пор ни разу не переиздавалась). В 1929 году свет увидела  повесть Овалова «Болтовня», вызвавшая бурные обсуждения и споры среди читателей и критиков. Потом в течение нескольких лет писатель создал другие произведения, которые тоже имели какой-то успех.

Но он не шёл ни в какое сравнение с тем, что случилось за короткий промежуток с 1939 по 1941 год. Именно в это время  в  журнале «Вокруг света»  вначале опубликовали рассказ Овалова «Синие мечи»,  в которых впервые явился советскому читателю сыщик Иван Пронин, а потом  в журнале «Знамя» увидели свет сразу  шесть «Рассказов майора Пронина». Почти одновременно они вышли отдельной книгой  в Воениздате Народного комиссариата обороны . В 1941 году самый популярный советский журнал «Огонёк» начал публикацию и новой повести Льва Овалова о сыщике Пронине — «Голубой ангел».

Слава буквально обрушилась на Овалова и на придуманного им персонажа, сделавшегося любимым героем миллионов читателей. Майор Пронин шагнул в народ, став  родным и близким членом  многих советских семей.

А спустя две недели после начала Великой Отечественной войны Льва Сергеевича Овалова арестовали «доблестные» органы, которые он прославлял в своих произведениях. Ещё через год, после нахождения в тюрьме и проведения формальных следственных действий, его осудили как «врага народа» по знаменитой 58-й статье. Писателя на 15 лет разлучили с родными, читателями и творчеством.

Когда в 1956 году Льва Сергеевича Овалова полностью реабилитировали, он решил напомнить читателям о себе, конечно же, произведениями о любимом народном герое.

В 1957 году (апрельско–июньские номера)  журнал «Юность» опубликовал детективную повесть «Букет алых роз», в которой органы КГБ разоблачают деятельность иностранных шпионов и диверсантов, маскирующихся под сотрудников дипломатических служб. В этом произведении появляется в качестве одного из руководителей наших спецслужб безымянный генерал, в котором знатоки сразу узнали постаревшего и получившего повышение по службе, но не потерявшего своей мудрости и проницательности Ивана Николаевича Пронина. Именно его  профессиональное ведение дела обеспечило успешное разоблачение «лжедипломатов» и выдворение их как персон нон-грата за пределы нашей страны.  Удалось тогда нашим чекистам и спасти жизнь советского гражданина Павла Анохина, которого пытался убить матёрый иностранный диверсант. А в 1958 году повесть «Букет алых роз» выпустило большим тиражом отдельной книгой издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».

В том же  1958 году самый популярный советский журнал тех лет «Огонёк», начиная с двадцатого номера, в течение четырёх месяцев еженедельно публикует роман Льва Овалова «Медная пуговица». Лихо закрученный сюжет, головоломные ситуации и прямое участие в событиях Великой Отечественной войны, в оккупированной фашистами Риге, уже не сыщика, а военного разведчика Ивана Пронина… Тут он назван своим собственным именем. Роман вызвал настоящий ажиотаж среди читателей. В киоски выстраивались очереди из желающих купить очередной номер «Огонька» с продолжением «Медной пуговицы». Почему роман затем в течение двух с лишним десятилетий не издавался отдельной книгой, это другая, тоже в какой-то степени детективная история.

В 1963 году издательство «Молодая гвардия» выпустило в свет последний, как считалось до недавнего времени, роман Льва Овалова с главным действующим героем в нём — сыщиком Прониным, где он уже в звании генерал-майора с помощью своих молодых сотрудников успешно пресекает деятельность иностранных спецслужб.

Пять романов и повестей пронинского цикла «Рассказы майора Пронина», «Голубой ангел», «Медная пуговица», «Секретное оружие» и «Букет алых роз» на многие годы стали настольными книгами всех советских любителей детективной литературы (впрочем, некоторые из этих произведений переведились и за рубежом), а майор Пронин — символом настоящего сыщика и разведчика, народным героем и частью нашей культуры.

Однако самому  писателю Овалову  к нач. 60-х годов XX века казалось, что майор Пронин свою миссию выполнил: он возвратил внимание читателей к подзабытому (не по его вине) писателю, и теперь Лев Сергеевич мог заняться настоящей, а не «лёгкой» литературой, каковой он считал детективы  и к которым в последующие 30 лет  больше не обращался.

И потому после 1963 года появляются только его «серьёзные» (по мнению самого Овалова) произведения. Их было за три десятилетия около десятка: «История одной судьбы» (М.: Советская Россия, 1963), «Партийное поручение» (М.: Советский писатель, 1964), «Помни обо мне» (М.: Политиздат, 1967), «Оперативная карта» (М.: Молодая гвардия, 1967), «Ветер над полем» (М.: Советский писатель, 1968), «Русские просторы» (М.: Воениздат, 1970), «Январские ночи» (М.: Политиздат, 1972. Серия «Пламенные революционеры»), «Утренние заморозки» (М.: Советский писатель, 1979), «Двадцатые годы» (М.: Молодая гвардия, 1982). Правда, ни одна из этих книг не приобрела  такой популярности, как это происходило с произведениями о майоре Пронине.

Подведением итогов профессиональной писательской карьеры  Овалова стало выпущенное  в 1987–1988 годах издательством ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» собрание его сочинений. И это самое интересное: Лев Сергеевич при отборе для трёхтомника своих романов и повестей в число семи лучших включил две «пронинские» вещи: повесть «Рассказы майора Пронина» и роман «Медная пуговица». То есть к концу жизни  писатель Овалов пересмотрел своё отношение  к «лёгкому» жанру: ведь пишет-то автор всегда для читателей!

И они,  читатели и поклонники  Льва Сергеевича, могут сейчас порадоваться: оказывается, у  писателя Овалова есть ещё одно произведение, в котором действует Иван  Пронин. Это повесть под названием «Тайны чёрной магии», которая до недавнего времени не публиковалась и хранилась в фондах Орловского объединённого государственного литературного музея имени И.С. Тургенева.

Машинописный вариант произведения вместе с другими многочисленными бумагами, рукописями и черновиками писателя в 2005 году (как раз в его 100-летний юбилей) передала в музей вдова Льва Сергеевича Валентина Шаповалова. Все эти ценные документы составили отдельный фонд № 75. Он уже разобран, описан, и не известная ранее повесть о Пронине  значится  в нём под № 43 357.

«Тайны чёрной магии» создавались Львом Оваловым в один из самых плодотворных периодов его жизни — в 1957–1958 годах, вскоре после  возвращения бывшего «врага народа» из ссылки и полной реабилитации. Как раз тогда, когда писались «Букет алых роз» и «Медная пуговица».

В произведении  многое необычно начиная с названия глав. Первая из них именуется так: «Начало последней главы», а последняя, шестнадцатая по счёту, — «Окончание первой главы».

Название повести прямо говорит, что в ней большое место уделено магии, и читатель с каждой  прочитанной страницей  убеждается в этом. В качестве эпиграфа к произведению  дано определение слова «магия» из Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля: «Магия — знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками…» (это часть определения. — А.П.).

Действие  повести происходит  летом 1956 года на Кубани, в станице Улыбинской и её окрестностях. Название населённого пункта придуманное, но антураж вполне реальный, поскольку сам Овалов последние годы ссылки провёл как раз в Краснодарском крае, в станице Гиагинской, и местную жизнь, как и природу, изучил весьма хорошо.

Хотя не место действия является в повести главным, а то, что замечательный, опытный, мудрый, проницательный сыщик Иван Николаевич Пронин предстаёт здесь в качестве кого бы вы думали? Совсем не сыщика (майора или генерал-майора), а первого секретаря Улыбинского районного комитета Коммунистической партии. Почему? Овалов  в самом начале произведения даёт на это прямой ответ (цитирую): «…Те качества, которые Пронин выработал в себе за долгие годы работы в советской разведке, вдруг обратились против него самого. Воспитанный в традициях Дзержинского, Иван Николаевич Пронин всегда и неизменно считал себя лишь верным солдатом партии, готовым выполнить любое её поручение. Но наступили такие годы, когда органы государственной безопасности стали действовать вопреки указаниям, а затем и прямо во вред партии. Принципиальность и честность перестали быть мерилами поведения работников органов государственной безопасности, политический авантюризм, низкопоклонство и личные интересы стали управлять поступками работников советской разведки. Вместо того, чтобы оберегать советских людей от лжи и клеветы, в органах государственной безопасности начали фабриковаться искусственные заговоры и выдуманные преступления, авантюристы, пробравшиеся в эти органы, поставили своей целью уничтожить как можно больше честных советских людей. Для такой деятельности Пронин не годился. Выслуживаться он не хотел, кланяться не умел, при таких руководителях, как Берия, Пронин в органах государственной безопасности пришёлся не ко двору.

Всю войну Пронин работал в военной разведке, и, если когда-нибудь будет можно описать его приключения в годы войны, получится, пожалуй, роман куда более увлекательный, чем даже прославленные «Три мушкетёра» Дюма (эти строчки Овалова позволяют сделать вывод, что «Тайны чёрной магии» создавались чуть раньше, нежели «Медная пуговица». — А.П.).

После войны Пронин не захотел вернуться в органы государственной безопасности, и это решение было одним из самых умных поступков в его жизни. Вернись он туда, он сам бы пропал там ни за понюшку табака. Откажись он выполнить какой-нибудь грязный приказ или выступи против какой-либо несправедливости, он бы уподобился Дон-Кихоту. Существовала только одна сила, которая могла справиться с могущественными авантюристами и подчинить органы государственной безопасности своей воле. Этой силой была коммунистическая партия, — партия, всегда и неизменно  находящаяся на стороне интересов народа. Поэтому при демобилизации из армии Пронин попросил послать его на партийную работу, и его просьба была удовлетворена…».

В станице Улыбинской Иван Николаевич живёт на квартире,  работает не покладая рук на благо всех местных жителей. Он, так и не создавший собственную семью и не заимевший детей, — пример служения народу истинного коммуниста в лучшем понимании этого слова. Снова цитирую отрывок из повести: «…Это было непрерывное круглосуточное дежурство, как на станции скорой медицинской помощи, но только здесь в центре внимания находились и сев, и хлебопоставки, и заготовки молока, ввод в действие нового сахарного завода, и семинар пропагандистов, и конференция, и множество обид и неотложных нужд, с которыми обращаются в райком сотни различных людей».

И тут в станице случается преступление: внезапно и очень загадочно погибает молодой 29-летний тракторист  Улыбинской МТС  Пётр Савельев, оставляя вдовой жену и сиротами двух маленьких детей. Местная милиция под контролем районного прокурора Матвеева начинает расследование обстоятельств смерти тракториста. Причину гибели определили быстро: отравление. Но кто убийца? Под подозрением оказываются сразу несколько человек, включая собственную жену Петра Савельева. Прокурор Матвеев, стремясь побыстрее определить виновного, направляет следствие явно не туда, и секретарь райкома партии  Иван Пронин вынужден вмешаться. Он добивается приезда в станицу Улыбинскую молодого и перспективного следователя —  лейтенанта Евдокимова (кстати, он же действует и в повести «Букет алых роз». — А.П.), а потом умно и чутко наблюдает за лейтенантом со стороны, однажды прямо спасая его от неминуемой смерти.

В повести несколько любопытных персонажей и много необычных ситуаций, не встречавшихся в предыдущих произведениях Овалова. Читатель убедится в этом, лично познакомившись с «Тайнами». В качестве примера приведу старика Тихона Лещенко, который выступает в повести в качестве специалиста по «чёрной магии», и комсомолку Марусю Коваленко, жертвующую комсомолом ради любви, — невиданный пример в литературе того времени (хотя, открою секрет, не всё оказывается так однозначно. — А.П.).

Овалов как автор, нагнетая события в течение всей повести,  умудряется держать читателей в напряжении до последнего:кто же всё-таки злодей и каковы его мотивы? Этого преступника (а им оказывается «колдун» Лещенко) следователь Дмитрий Евдокимов (под контролем Пронина) в конце концов заманивает в хитроумную ловушку и обезвреживает, попутно доказывая, что тот  занимается ещё и вредительством: распространяет с помощью обманутых им девушек и женщин семена амброзии на плодородных кубанских полях.

Надо сказать, что тут Лев Овалов несколько опередил время: один из наиболее опасных сорняков-аллергенов, амброзия полыннолистная, пыльца которой  вызывает сенную лихорадку, стала массово распространяться   на территории СССР в 1960–1970-х годах. В нач. XXI века амброзия распространилась по значительной территории Украины и на юго-западе России, добравшись даже до Москвы. Кстати, в  южных районах России во время цветения амброзии часть населения испытывает аллергические реакции, и некоторые люди вынуждены либо уезжать куда-либо на этот период  либо длительно принимать антигистаминные препараты.

Преступника к концу повести разоблачают, арестовывают, но — и это необычно — причину, по которой Тихон Лещенко отравил тракториста Савельева, читатель так и не узнает. Зато автор полностью реабилитирует комсомолку Марусю Коваленко, которая, оказывается, только играла роль влюблённой до безрассудства девушки, а на самом деле выполняла задание хитроумного лейтенанта Евдокимова. В общем, повесть заканчивается типичным «счастливым концом» и даже намёком на возникающую любовную линию: следователь и его агент.

Лев Овалов как автор несколько раз  высказывает в повести мысль о необходимости  наличия в государстве защищающих его и основные массы населения специальных и секретных служб. Однако, по его мнению, при этом требуется контроль за ними со стороны партии, а иначе начнутся нарушения законности. С этой стороны «Тайны чёрной магии»  — настоящий панегирик  настоящим чекистам.

Несмотря на некоторые недостатки (длинноты, описательные, пропагандистские и морализаторские моменты, неряшливость в тексте), «Тайны чёрной магии» читаются легко и до последней страницы держат читателя в неведении: кто же главный злодей, как и почему было совершено преступление?

Почему повесть осталась не опубликованной, и  пытался ли вообще автор направить её в печать?  Вопрос остаётся открытым.  Хотя,  по моему мнению, ход автора по «удалению» сыщика Пронина из органов, видимо, спустя короткое время не устроил самого Овалова, поскольку он написал и опубликовал в 1958 году роман «Медная пуговица» о приключениях разведчика во время войны, а в 1963 году Лев Сергеевич издал и второй роман — «Секретное оружие», где Пронин по-прежнему служит в КГБ и уже в звании генерал-майора. Вполне возможно, что превращение чекиста в партийного чиновника показалось Овалову не до конца оправданным. И потому при его жизни повесть  в печати так и не появилась.

Однако в 2017-м,  в год 20-летия со дня смерти писателя Овалова и 125-летия со дня рождения сыщика Пронина (эту дату я определил с помощью рассказа «Синие мечи», где назван его возраст на то время), «Тайны чёрной магии» выходят в орловском издательстве «Картуш». Это совместный проект с Музеем И.С. Тургенева, обладателем прав на рукопись. Вместе с повестью в книге публикуется и мой очерк о жизни и литературном творчестве писателя: «»Отец» майора Пронина (Лев Овалов и его литературные герои)».

Этим изданием, уверен, продолжится процесс возрождения внимания к творчеству писателя Льва Овалова  и приключениям его знаменитого персонажа, который был начат переизданием  в 2004 году пяти книг «пронинского цикла» в серии «Атлантида».

Пронин продолжает жить!


Александр ПОЛЫНКИН