Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896

В конце XIX века Россия постигала себя, прощалась с долгим ученичеством у Запада. Менялась и историческая живопись. К тому времени и художники, и их публика привыкли к академическому исполнению ключевых сюжетов из истории России. Эпизоды, связанные с преодолением Смуты и избранием на царство династии Романовых, были особенно популярны. Однако та живопись являлась слишком консервативной, слишком прилежно учились «академики» у итальянцев и французов. Нередко и русские мужики напоминали пейзан. Но пришло время для более глубокого осмысления истории. Илья Репин, Василий  Суриков создали весьма самобытные многолюдные полотна. Долго вынашивал замысел патриотического полотна и Константин Маковский. Смутному времени он посвятил несколько полотен и ещё больше эскизов. Познал и прочувствовал эпоху. Главным героем самой масштабной картины Маковского стал купец Кузьма Минин — образец деятельного патриотизма. В базарный день на площади, возле Никольского храма, Минин обращается к народу, к согражданам, даже не просит, а требует помощи в борьбе за освобождение Московского государства от иноверцев. И люди несут Минину свои сбережения, с миру по нитке… Больше ста персонажей переселил Маковский на своё полотно с нижегородских улиц. Эта картина считалась крупнейшей в истории русского искусства — 273×233 см.

Достойное приношение талантливого живописца произвело сильное впечатление на ценителей искусства. Это был настоящий взлёт патриотизма накануне XIX века.