В столице прошло первое заседание наблюдательного совета общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Знание». Одним из первых решений, принятых советом, сформированным 7 июня на съезде организации, стало избрание своим председателем первого заместителя руководителя администрации президента РФ Вячеслава Володина.

В своём выступлении в новой должности Вячеслав Володин отметил, что просветительское движение в России имеет большую историю, восходящую к основанному в 1863 году при Московском университете Обществу любителей естествознания, антропологии и этнологии. При этом он подчеркнул, что «в современном мире решать поставленные масштабные задачи только классическими лекциями невозможно». По словам Володина, в рамках Общества «Знание» планируется образовать 11 институтов. Они станут центрами разработки интеллектуального продукта, будут аккумулировать опыт просветительской работы, вырабатывать методические рекомендации для региональных просветительских центров.

Всего в наблюдательный совет, который является коллегиальным органом, работает на общественных началах, вошли 29 человек, среди них — представители научно-исследовательских институтов Академии наук, телевизионных просветительских каналов, СМИ.

О целях и задачах возрождённого Общества «Знание», а также о том, почему его воссоздали именно сейчас, в непростых политических и экономических условиях, в специальном интервью порталу «Политаналитика» рассказал член наблюдательного совета Общества «Знание», главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков:

— Я считаю, что просвещение — задача стратегическая, и в этом плане деятельность Общества «Знание», конечно, должна ориентироваться не столько на текущие политические или экономические обстоятельства, сколько на более фундаментальные вещи. Фундаментальные в том смысле, что знание, как известно, даёт человеку опору в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и в условиях непростых политических, экономических, культурных вызовов, с которыми он сталкивается. Тот факт, что в нынешней непростой ситуации государство в лице президента поставило задачу вдохнуть новую жизнь в систему просвещения нации, — лишнее тому подтверждение.

Задачи, которые стоят перед Обществом «Знание», были очень точно сформулированы во время первого заседания наблюдательного совета его председателем — первым заместителем руководителя администрации президента Вячеславом Володиным.

Главная мысль заключается в том, что мы живём в бурном потоке информации.  Информация льётся буквально из каждого мобильного устройства, сопровождает нас с утра до глубокой ночи. Но при этом этот поток, как правило, ничего общего не имеет со знанием — с фундаментальными знаниями о мире и обществе. Поэтому Общество «Знание» и начнёт создавать такую среду, в которой знания можно будет получить и передать другим людям. В этом, мне кажется, наше российское общество сейчас очень нуждается.

Мне как историку, конечно, весьма импонирует то, что общество ставит среди своих приоритетов задачу расширения исторических знаний. Это очень важно, ведь исторические знания формируют, как мы знаем, историческую идентичность, а историческая идентичность формирует собственно идентичность гражданскую, государственную идентичность, без которой никакая здоровая нация, никакое здоровое общество существовать не может.

Также очень важна идея расширения естественно-научных знаний. Наша страна всегда была одним из флагманов фундаментальной науки, и в том числе в дисциплинах естественно-научного цикла, в точных науках, была одним из лидеров на поприще географических открытий. Нам важно вернуть нации широкий, не побоюсь этого слова, глобальный научный кругозор.

Спрос в обществе на знания весьма высокий. За полтора года существования журнала «Историк» я неоднократно имел возможность убедиться в том, что люди очень открыты знанию, с большой готовностью хотят эти знания воспринимать, расширять свой образовательный потенциал. И нужно давать этому самые разные возможности.

Общество «Знание» в обновлённом формате будет строиться на достаточно передовых подходах: станут использоваться интерактивные ресурсы, ресурсы Интернета, будет широко применяться традиционный способ передачи знаний — преподавательский, лекторский. Такое сочетание должно дать серьёзные результаты, позволив более эффективно задействовать интеллектуальный и творческий потенциал наших замечательных учёных и преподавателей. Пока этот потенциал, на мой взгляд, задействован не в полной мере.

В общем, мне кажется, это действительно хорошая идея, и дай Бог, чтобы она получила самое серьёзное развитие, залогом чему является в том числе и та поддержка, которая оказывается обществу на самом высоком государственном уровне.