70 лет назад, в январе 1946 года, в Москве открылась первая Всесоюзная художественная выставка. С тех пор в течение сорока с лишним лет ВХВ считалась главным событием в художественной жизни страны, а стать участником Всесоюзной выставки мечтали тысячи советских художников.

выставка МанежПодписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. Худ. Кукрыниксы

Первая Всесоюзная художественная выставка работала с 19 января по 18 октября 1946 года. Основная экспозиция разместилась в залах Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, а филиалы выставки — в помещениях Московского товарищества художников на Кузнецком Мосту и в выставочном павильоне ЦПКиО имени Горького.

Экспонировалось почти полторы тыс. произведений живописи, графики и скульптуры, в большинстве своём созданных в 1944–1945 годах. Естественно, лейтмотивом первой ВХВ была тема Великой Отечественной войны и русской военной истории.

Среди наиболее значимых полотен, представленных на выставке, можно назвать картины Владимира Серова «Въезд Александра Невского в Псков», Гавриила Горелова «Первый призыв Минина к народу», Бориса Щербакова «Петр I принимает послов», Николая Ульянова «Лористон в ставке Кутузова», Кукрыниксов «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», а также парадный портрет Сталина на фоне Кремля кисти Александра Герасимова и портрет Молотова работы Василия Ефанова.
Первый блин оказался не комом.

И в следующем году в залах Третьяковки и ГМИИ имени Пушкина открылась вторая ВХВ, приуроченная к 30-летию Великого Октября. «Изюминкой» выставки стали работы палехских художников. Как отмечали критики, лаковые миниатюры мастеров из Палеха вызвали особый интерес публики. И на всех последующих выставках сталинского времени Палех выступал неизменным атрибутом экспозиции.

выставка Манеж-2Въезд Александра Невского в Псков. Худ. Владимир Серов

Начиная с третьей ВХВ появляются разделы политического и рекламного плаката, карикатуры и театрально-декорационного искусства, а впоследствии ещё и цветной фотографии.

Существует расхожее мнение о том, что отбором картин на ВХВ занимались исключительно партийные чиновники, ничего не смыслившие в искусстве. Это не совсем так. Худсоветы всесоюзных выставок состояли отнюдь не только из партийных функционеров.

Например, в состав выставочного комитета 1946 года входили 32 человека, из них 22 — художники и искусствоведы. Из 82 членов выставкома ВХВ 1970 года на долю художников приходится 57 человек. И так далее. Так что слухи о какой-то чудовищной бюрократизации, якобы душившей подлинное искусство, сильно преувеличены.

Из года в год количество произведений, отобранных на главную выставку страны, неуклонно росло. В середине 1950-х стал остро ощущаться дефицит выставочных площадей. Ни одна площадка в Москве не могла вместить столь внушительную экспозицию. И тогда было решено переоборудовать под выставочные цели Манеж, в котором до того размещался правительственный гараж.

Проект реконструкции утвердили в 1956 году. А уже осенью 1957-го в обновлённом Манеже состоялось торжественное открытие Всесоюзной художественной выставки, посвящённой 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

manezhУ входа в Манеж. Фото — Сергей Субботин / РИА «НОВОСТИ»

Это была рекордная по числу работ и участников выставка: пять с половиной тыс. произведений, более трёх тыс. авторов со всех концов страны. Работ оказалось так много, что помимо Манежа пришлось задействовать помещения Академии художеств СССР, Центрального дома работников искусств (ЦДРИ), выставочного зала на Кузнецком Мосту, Дворца спорта в Лужниках, а также нескольких ДК и рабочих клубов Москвы.

Современники восприняли открытие нового выставочного зала как значительное событие в культурной жизни Москвы и всей страны. Чтобы увидеть выставку и Манеж в новом качестве, люди занимали очередь чуть ли не с ночи. С тех пор в сознании нескольких поколений сограждан понятия «Всесоюзная художественная выставка» и «Манеж» слились в единое целое.

выставка Манеж-4

В эпоху так называемого застоя всесоюзные художественные выставки проводились ежегодно, а в иные годы устраивались даже по две выставки, приуроченные, как правило, к какому-нибудь юбилею или очередному съезду компартии. Так, например, к 60-летию Великого Октября в Манеже прошла ВХВ под лозунгом «По ленинскому пути».

В 1978 году состоялась выставка «Молодая гвардия страны Советов», посвящённая юбилею ВЛКСМ. В Олимпийском 1980-м прошла выставка «Спорт — посол мира». А в 1982 году — выставка «Наша Родина — СССР», приуроченная к 60-летию образования Советского Союза.

Лозунг ВХВ 1983 года, посвящённой 65-летию Вооружённых сил СССР, звучал так: «На страже завоеваний социализма». В следующем году в Манеже состоялись сразу две всесоюзные выставки: «Земля и люди» и «Спорт в изобразительном искусстве» (летом 1984 года, напомним, Москва принимала международные спортивные соревнования «Дружба-84»).

Кроме всесоюзных выставок в Манеже в 1970–1980-е годы регулярно проходили всероссийские художественные выставки, всесоюзные выставки акварели и плаката, а также выставки произведений молодых художников под названием «Молодость страны».

Последняя Всесоюзная художественная выставка состоялась в Манеже в 1987 году и была посвящена 70-летию Великого Октября. Так закончилась эпоха всесоюзных художественных выставок, а вместе с ней ушла в прошлое эпоха соцреализма, эпоха выставкомов и худсоветов, практика жёсткого (и в большинстве случаев абсолютно оправданного!) отбора произведений для главной выставки страны.

Уже в следующем, 1988 году, в Манеже прошла серия молодёжных выставок, ознаменовавших собой начало новой эры в истории отечественного изобразительного искусства.

Сергей ХОЛОДОВ