Митрофан Греков (1882–1934) считается основателем отечественной батальной живописи ХХ века. Он родился в казачьей семье и войну изучал не по книгам, но в седле.

Весной 1917 года после тяжёлого ранения Греков вернулся с фронта, жил в Новочеркасске и оказался в самом пожарище Гражданской войны. В январе 1920-го он примкнул к Красной армии и стал её летописцем в живописи. Когда утихла Гражданская война, художник приступил к циклу полотен о Первой конной. Первые эскизы к «Трубачам…» он набросал в 1927-м, однако картина не складывалась. Слишком будоражил этот образ: солнце, синее небо и яркое золото боевых труб…

А ещё — вдохновенные кони и музыканты. Идей было много, а в единое целое они не сливались. И только в 1934-м в Евпатории Греков «нашёл» мелодию своей музыкальной картины. Навстречу зрителю по степной дороге под знойным небом движется колонна красной конницы. Трубачи — вестники победы. А победа красных неизбежна. У каждого музыканта — свой характер, при этом каждого переполняет ликование. Бойцы одеты непарадно: мы видим их пропотелые гимнастёрки. Хотя настроение картины — праздничное. Над ними знамя — знамя будущего. За ними — молодость, для которой нет непреодолимых преград. Именно такую идею и ждали от художника в 1930-е… Первая конная к тому времени стала государствообразующей легендой, её воспевали, на неё равнялись со школьных лет… Вскоре после триумфа «Трубачей» художник скончался. В расцвете сил, на гребне славы.

Многие считают эту картину вершиной творчества Грекова. Она разошлась миллионными тиражами в репродукциях и открытках. У картины есть характер, есть мелодия.