История Московского педагогического государственного университета ведёт отсчёт с 1872 года, когда были открыты Московские высшие женские курсы. Основателем этого новаторского учебного заведения стал историк Владимир Иванович Герье (18371919) профессор, воспитавший немало ярких учеников, убеждённый сторонник создания развитой системы образования женщин. Первые занятия курсов прошли в здании Первой гимназии на Волхонке.

В 1913 году был построен аудиторный корпус, ныне главный корпус МПГУ. Одно из лучших университетских зданий России, созданное по проекту академика архитектуры Сергея Соловьёва. Уникальные конструкции вестибюля и аудиторий разработал выдающийся русский инженер Владимир Шухов.

В 1930-м появилось памятное многим наименование Московский педагогический государственный институт. В 19321938 годах он носил имя наркома просвещения Андрея Бубнова, а в 19411997 годах — имя Владимира Ленина. В 1990 году институт получил статус университета. Тогда и возникла аббревиатура МПГУ. С этим славным учебным заведением связаны все успехи советского и российского школьного образования с 1930-х годов и до нашего времени. МПГУ это целый мир, настоящий храм знаний, с которым связаны судьбы нескольких поколений педагогов, исследователей. Тех, кого и сегодня называют громким словом «просветители». МПГУ объединяет многих авторов и читателей «Историка». И мы присоединяемся к многочисленным поздравлениям любимому университету!

Доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии образования Алексей Лубков — автор «Историка» с самого первого номера журнала. Ныне он — ректор Московского педагогического государственного университета. Накануне университетского юбилея мы поговорили с Алексеем Владимировичем о прошлом, настоящем и будущем университета.

— Вы прошли в этих стенах путь «от солдата до маршала». Были абитуриентом, студентом, молодым преподавателем, профессором и деканом исторического факультета, проректором…
— А ещё — секретарём Комитета комсомола.
— В мае этого года вас избрали ректором университета… Напрашивается вопрос: насколько сильно изменился Московский педагогический за эти годы?
— Изменилось многое, ведь меняются и времена, и люди, и университеты. Проблемы, которые сегодня стоят перед нами, иные, чем были раньше. И достижения другого уровня. Когда я поступал в институт, это был один вуз, а теперь он во многом другой, даже по численности студентов и преподавателей. Хотя основа сохраняется: тогда «Ленинский» являлся крупнейшим педагогическим высшим учебным заведением Советского Союза. Сейчас мы сохраняем этот статус в России. Помню, что в сер. 1980-х у нас на учёте состояло десять тыс. студентов. В наше время в университете получает образование тридцать тыс. студентов. А работает в вузе более трёх тыс. преподавателей… Масштабы, конечно, несопоставимые. Университет вырос. Неизменной остаётся роль лидера педагогического образования в стране. Это главное, это наш фундамент. Но для педагогического вуза очень важно быть адекватным к самым актуальным веяниям времени, которое постоянно сталкивает нас с новыми проблемами и вызовами.
— А если сравнить разные эпохи в истории университета?..
— Как историки, мы знаем, что любые аналогии, сравнения и сопоставления в значительной степени условны. В советское время престиж учительской профессии был достаточно высок. Лучшие педагоги творчески подходили к своей работе, отдавали ей душу и пользовались всеобщим уважением. Да, учительская зарплата не была высокой, но всё-таки обеспечивала стабильное существование, как говорится, «от Москвы до самых до окраин». Я бы назвал это «уровнем достоинства» — и тут дело не только в материальной составляющей. Они имели возможность совершенствоваться в профессии, не испытывая тревог о будущем. Новое время принесло новые испытания. Тяжёлый удар по школе был нанесён в 1990-е годы. То время и для педагогов, и для нашего университета оказалось депрессивным. В последние годы на наших глазах ситуация меняется к лучшему. Исполняются майские указы президента. Учителя чувствуют себя увереннее. Приоритет министра образования Ольги Васильевой — подъём престижа учительской профессии. В этом направлении идёт серьёзная работа, и мы уже ощущаем её первые результаты. В этом году у нас треть абитуриентов приносила подлинники аттестатов! Значит, они хотят связать свою судьбу с учительской профессией и мечтают учиться именно в нашем университете. Это высокий показатель. Другой признак — возрастание проходного балла. Например, по русской литературе — 273 балла. Это говорит о востребованности профессии. Профессиональное сообщество наконец-то стало ощущать внимание со стороны государства.
Хотя проблемы остаются. Одна из наиболее очевидных проблем — то, что регионы России развиваются неравномерно. Это сказывается на школе. В современной Москве — высочайший уровень. Но у нас в России сорок тыс. сельских школ, там работают настоящие подвижники! И застарелые проблемы для них не сошли на нет. Уверен, что в ближайшие годы мы должны преобразовать сельские школы, сделать их современными, благополучными. Забывать о них нельзя.
— Нынешний 145-й год в истории университета выдался счастливым?
— Главное — насыщенным. За этот год мы попытались сделать всё, чтобы университет выполнял свою миссию всё лучше и лучше. Осуществлён задел, который будет продолжен в ближайшие годы. Педагогическое образование давно стало обширной отраслью, одной из ведущих в системе образования. И в университете идёт не просто процесс обучения, но и вырабатываются принципы развития на годы вперёд. Каким будет педагогическое образование в будущем, каким образом его следует модернизировать? Игнорируя эти стратегические вопросы, невозможно определиться с перспективами подготовки учителя XXI века. И университет вносит важную лепту в разработку стратегии образовательной политики.
— Какова же нынешняя повестка дня для университета и для школы?
— Отмечу важность широкой общественной дискуссии о перспективах Единого государственного экзамена, о судьбах болонского процесса, о том, как меняется роль вуза, школы и учителя в условиях глобализации. Повторюсь: вызовы времени необходимо учитывать. Учитель должен быть компетентен и в новых информационных технологиях, должен быть готов к тому, что образовательный процесс во многом переходит на электронные носители. При этом как важна в этих условиях личность педагога — высокообразованного, творчески наполненного! Программы обновляются, университет не отстаёт от быстроменяющейся реальности, но вместе с тем остаётся неизменным установка на содержательное, фундаментальное образование. В последние годы такой подход становится ещё востребованнее.
Для нас важна и личность будущего учителя. Именно в стенах университета формируются идентичности педагогов, их отношение к прошлому и настоящему нашей страны, гражданское и патриотическое мировоззрение. Тут недостаточно одной политики, помогают психология, культурология, да и все гуманитарные науки. Внимание к человеку, к личности — это традиция нашего учебного заведения с первых лет его существования.
— Университет — это великие традиции, великие имена. Кто вспоминается вам в эти предъюбилейные дни?
— Сорок лет преподавал в наших стенах великий русский учёный, титан гуманитарной науки Алексей Фёдорович Лосев. Мне посчастливилось, я застал его в институте… Был студентом, знал, что легендарный Лосев преподаёт у нас, правда, к сожалению, побывать на его лекциях не довелось. Лосева чествовали всем институтом, когда ему исполнилось 90, а в ХХI веке в университете отмечалось 120-летие Алексея Лосева. Его присутствие мы в университете ощущаем и сегодня. Лосевская «История античной эстетики», его переводы отцов Церкви и античных классиков — всё это наши студенты изучают, помня о том, что великий учёный работал в нашем университете.
А вообще в наших стенах всегда работали выдающиеся, неординарные учёные, творцы науки. Это давняя традиция, идущая от наших отцов-основателей, с 1872 года, со времён Владимира Ивановича Герье. Сразу на ум приходят великие имена Владимира Ивановича Вернадского, Сергея Ивановича Чаплыгина, Сергея Семёновича Намёткина… Нельзя не вспомнить и о том, что курс философии у нас читал великий мыслитель Владимир Сергеевич Соловьёв. Это наш золотой фонд.
— Московский педагогический считается явлением в истории просвещения. В чём это выразилось?
— Думаю, вопрос можно поставить шире. Не только в истории просвещения, но и в истории культуры. Недаром наш университет включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Педагог — творческая профессия, а учителя, как правило, люди разносторонние. Учёба в педагогическом университете — это ежедневные встречи с одарёнными людьми. Ведь будущие педагоги в душе — лирики, творцы, художники.
Мы гордимся, что именно в наших стенах зародилось такое явление русской культуры, как бардовская песня ХХ века. Назову всего лишь несколько ярких имён поэтов и авторов-исполнителей, которые учились в 1950–1960-е в нашем институте. Это Юрий Визбор, Ада Якушева, Юрий Ряшенцев, Юрий Коваль, Юлий Ким, Вадим Егоров. Недаром нас называли Московским государственным поющим институтом. Наших знаменитых выпускников в университете почтительно именуют «старичками». Они не забывали и не забывают свою альма-матер, часто приходят к нам. И университет хранит память о своих замечательных «старичках». Увы, многие из них уже ушли от нас, но и тех, кого нет с нами, забыть невозможно. Это и тот же Юрий Иосифович Визбор, и замечательный режиссёр Пётр Наумович Фоменко, у которого даже были планы (к сожалению, нереализованные) поставить у нас спектакль. В тогдашнем Ленинском педагогическом прозвучала высокая нота студенческой свободной жизни. И песни наших студентов пела вся страна. В этом году весной мы торжественно и тепло отметили 60-летие легендарного «истфила» — историко-филологического факультета, который формально просуществовал всего лишь пять лет, с 1957-го по 1962-й, но успел породнить историков и филологов на долгие годы. Собрались выпускники разных лет, состоялся концерт. Мы продолжаем традиции, завещанные нашими отцами-основателями.
— С чем пришёл университет к 145-летию?
— О ежедневных заботах и планах можно рассказывать долго. Остановлюсь лишь на некоторых аспектах. Мы работаем над программой модернизации педагогического образования в России. Необходим синтез теории и практики — то, к чему всегда стремились наши учёные и педагоги. В наших планах — полнее использовать потенциал детского творчества. Это направление нам предстоит развивать. Возможно, отстаёт содержательная, интеллектуальная подготовка студентов. Мы учитываем это в планах инновационного развития университета. А ещё мы в МПГУ открываем Институт международного образования, там будут проходить занятия на английском языке. Идёт работа над созданием в университете и бизнес-структуры. На новый уровень выходит работа со студентами с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются новые методики госпитальной педагогики. Всё это — наши приоритеты.