1Иван Теребенёв. Наполеонова пляска. 1813

Иван Иванович Теребенёв (1780–1815) был одарённым скульптором и ярким художником-графиком. Без теребенёвских карикатур трудно представить себе народную войну против Наполеона. Теребенёв в 1812–1813 годах работал без устали, и его сатирические «летучие листы» сразу узнавали как в армии, так и в глубоком тылу. Он хорошо знал русский фольклор и создавал поистине народное искусство. Его рисунки не нуждались в объяснениях. Теребенёв сам сочинял подписи к рисункам, некоторые из которых стали крылатыми. Вот и в «Наполеоновой пляске» впечатление дополнено немудрёными стихами:

Не удалось тебе нас переладить на свою погудку,
Попляши же, басурман, под нашу дудку!

И Наполеон пляшет. Пляшет залихватски, пляшет русского. Только нерадостный получается танец: знаменитая треуголка дрожит над его головой, а в глазах нет радости.  Чётко очерченные образы — чувствуется рука опытного гравёра. Задолго до Льва Толстого Теребенёв показывает истинного победителя. Это — русский крестьянин. Крестьяне подняли «дубину народной войны», крестьяне были и основой действующей армии. И они признали рисунки Теребенёва, ведь по духу его карикатуры напоминали народный лубок. Средств для агитации и контрпропаганды в те годы имелось маловато. Газеты и журналы оставались элитарным развлечением. Люди получали сведения о политическом курсе воюющей державы только на церковной проповеди и из таких вот картинок. Теребенёвские листы активно переиздавались в течение ста лет. Спрос на них не исчезал. По таким карикатурам учились патриотизму и юмору. И сегодня, когда мы размышляем о России времён победных для нашей державы Наполеоновских войн, рисунки Теребенёва помогают понять душу той эпохи.

Всенародно известные рисунки не принесли Теребенёву «палат каменных». Он умер вскоре после завершения Наполеоновских войн, в 1815 году, в бедности. Но художественная традиция, созданная им, не умерла. Свидетельство тому — работа русских художников в годы Первой мировой и Великой Отечественной. Лубки, плакаты, газетные карикатуры, которые стали явлением в истории ратного и агитационного противостояния.