Через год Россия отметит 75-летнюю годовщину Сталинградской битвы (17 июня 1942 — 2 февраля 1943 года), ставшей самым кровопролитным сражением в истории человечества: по приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превысили два миллиона человек.

2

Такого поражения Третий рейх не знал

Течение войны повернулось. С тех пор фронт двигался на Запад. Сталинград изменил характер действий немцев, окончательно потерявших стратегическую инициативу. Вермахт столкнулся с проблемой ресурсов: потери в танках и автомобилях составили шестимесячное производство страны, в артиллерии — трёхмесячное, в стрелковом оружии и миномётах — двухмесячное. Германия осознала, что война может быть проиграна.

Исход битвы вызвал растерянность и замешательство в странах «оси». Начался кризис профашистских режимов в Италии, Румынии, Венгрии, Словакии. Резко ослабло влияние Германии на её союзников, между ними заметно обострились разногласия. В политических кругах Турции усилилось стремление сохранить нейтралитет. В отношениях нейтральных стран к Германии стали преобладать элементы сдержанности и отчуждения.

Победа Советской армии высоко подняла политический и военный престиж Советского Союза. Бывшие гитлеровские генералы в мемуарах признавали огромное военно-политическое значение этой победы. Гитлеровский генерал Ганс Дёрр в своих мемуарах писал:

«Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её истории, для России — её величайшей победой. Под Полтавой (1709) Россия добилась права называться великой европейской державой, Сталинград явился началом её превращения в одну из двух величайших мировых держав».

Сталинградская битва полна трагических поворотов, полных драматизма батальных сцен и героических примеров крепости человеческого духа. Журнал «Историк» начинает цикл научно-практических конференций, посвящённых всем аспектам этого крупнейшего военно-политического события Второй мировой.

Первое мероприятие состоится 18 августа 2016 года в Государственном историко-мемориальном музее-заповеднике «Сталинградская битва» Волгограда. История создания этого музея сама по себе заслуживает внимания.

В 1936 году постановлением бюро Сталинградского крайкома ВКП(б) было принято решение о создании Музея обороны Царицына имени Сталина. Торжественное открытие музея состоялось зимой 1937-го в здании, где в годы Гражданской войны находился штаб обороны Царицынского Совета рабочих, крестьянских и казачьих депутатов.

Летом 1943 года принимается решение о реорганизации экспозиции и создании трёх разделов: оборона Царицына, оборона и восстановление Сталинграда.

Уже во времена Никиты Хрущёва в связи с кампанией «по преодолению последствий культа личности Сталина» и переименованием города музей стал называться Волгоградским государственным музеем обороны. Тогда, по свидетельствам историков, в музейной экспозиции наметилась тенденция к более объективному и широкому показу Сталинградской битвы.

Весной 1982-го состоялось торжественное открытие панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Идея создания эпического полотна возникла ещё во время войны. Первый вариант отражал события 15–20 сентября 1942 года, когда Мамаев курган был отбит у врага, но только на короткое время, что вызывало споры о правильности выбора момента. В 1948 году группа художников Студии имени Грекова начала работу над вторым вариантом. На этот раз сюжетом полотна выбрали январские бои 1943 года за вершину Мамаева кургана. Работа была закончена в 1950 году.

Через восемь лет, после принятия решения о строительстве здания под панораму, грековцы отправились в Сталинград. На вершине Мамаева кургана построили небольшой деревянный павильон для работы над эскизами и произвели полную фотосъёмку местности. Художники просмотрели большое количество кино- и фотодокументов, ознакомились со свидетельствами участников битвы, историческими трудами, присутствовали на учениях войск Киевского военного округа под командованием Василия Чуйкова.

Панорама площадью в 2000 кв. м стала самым крупным живописным полотном России, одной из крупнейших в мире панорам и единственной, написанной на тему Великой Отечественной войны

Именно в здании музея-панорамы и проведёт свой круглый стол журнал «Историк».

anons

Digital StillCamera

Digital StillCamera

Встречу откроет ветеран Великой Отечественной войны, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Центра по изучению Сталинградской битвы Максим Матвеевич Загорулько. Его выступление будет посвящено весьма актуальному вопросу искажения исторической правды.

Приходится признать, что история Второй мировой сегодня используется различными силами, чтобы обесценить подвиг советского народа, представить его жертвой не фашистской Германии, а собственного руководства.

Безусловно, такого рода трактовки оскорбляют память миллионов павших на той войне — не только советских людей, но и граждан других государств, вставших плечом к плечу с Советским Союзом в борьбе с фашизмом. И об этом тоже будут говорить на «сталинградском» круглом столе журнала «Историк».

Программа конференции чрезвычайно обширна, включает в себя широкий круг вопросов — от узкоспециальных до мировоззренческих, не потерявших актуальности за минувшие 75 лет и даже обретших новые смыслы в нач. ХХI века. К первой категории можно отнести доклад старшего научного сотрудника Центра военной истории России ИРИ РАН, кандидата исторических наук Олега Ащеулова «Оценка роли артиллерии и Гвардейских минометных частей Красной Армии участниками Сталинградской битвы в период контрнаступления советских войск под Сталинградом». Ко второй — доклады директора Центра германских исторических исследований Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семёнова -Тян-Шанского Нины Вашкау «Письма немцев» и заведующего сектором тематических и зарубежных выставок экспозиционно-выставочного отдела музея-заповедника «Сталинградская битва» Александра Гайдашева о советской контрпропаганде накануне и во время сражения.

Отдельной темой круглого стола журнала «Историк» станет художественное воплощение образа Сталинградской битвы. Этот аспект очень важен как раз с точки зрения исследователя, обращённого в современность. Сегодняшнее восприятие тех событий у широкой аудитории амбивалентно. Попытки коммерциализировать сталинградскую драму, развлечь массового зрителя через упрощения и подтасовки фактов фактически льют воду на мельницу ревизионеров от истории, приводят к инфляции правды и в конечном итоге к оправданию гитлеризма. Примером такого ошибочного подхода может служить фильм «Враг у ворот» (2001 год) режиссёра Жан-Жака Анно, в фокусе внимания которого находится судьба и боевой путь известного сталинградского снайпера Василия Зайцева, чьё экранное воплощение, мотивы поступков и факты биографии в этом случае имеют удручающе мало сходства с оригиналом.

Проблеме отражения Сталинградской битвы в зеркале современной культуры, искусства и образования посвящены доклады заместителя руководителя Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Оксаны Петровской «События Сталинградской битвы в польских учебниках», кандидата искусствоведения Светланы Аргасцевой «Изобразительные источники изучения Сталинградской битвы» и заместителя главного редактора журнала «Историк» Арсения Замостьянова «Сталинград в художественной литературе».

Безусловно, перечисленные выше специалисты не единственные участники дискуссии. В числе докладчиков — автор биографий маршалов Константина Рокоссовского, Георгия Жукова, Ивана Конева в серии «ЖЗЛ» Сергей Михеенков, писатель Николай Стариков, профессор Высшей школы экономики Алексей Плотников, главный редактор журнала «Историк», член Наблюдательного совета Российского общества «Знание» Владимир Рудаков и другие именитые эксперты. Материалы этого и следующих круглых столов, посвящённых 75-й годовщине Сталинградской битвы, будут опубликованы в журнале «Историк», а также на сайте историк.рф, где уже сегодня создан специальный раздел, посвящённый этому сражению.


Сергей ВРУБЛЕВСКИЙ