KNМихаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943

Художник создавал эту картину во время Сталинградской битвы в просторной московской мастерской. Он считал своим долгом в эти дни написать масштабное полотно о героических подвигах наших предков. Историческая аналогия очевидна. Мамаево побоище — вечный символ русской доблести. В то время о поединке Пересвета с Челубеем, который долгое время считался поэтической легендой, сообщали даже школьные учебники. И Авилов обратился к этому сюжету.

Живописец изобразил роковую минуту схватки двух героев. Картина головокружительно экспрессивна. По легенде, поединок богатырей предшествовал сражению и мог решить его исход. Оба поединщика погибли, однако Пересвет сумел на коне вернуться в боевой строй и умер в седле.

Оружие обоих воинов врезается в щиты, пробивает их насквозь и вонзается в тела, прорвав кольчугу. Разъярённые лошади встали на дыбы, хотя в их оскалах — не просто ярость, но и ужас. Красный малахай слетает с головы Челубея. Вот-вот упадёт и он сам. Раненный Пересвет продолжает держаться в седле.

На заднем плане — войска, русское и ордынское. Русские воины с тревогой следят за поединком. Среди них можно разглядеть князя Дмитрия Ивановича на белом коне.

Авилов был признанным мастером исторической живописи. Ещё в 1917-м он выставлял картину «Выезд татарина Чели-бея на единоборство с Пересветом». Работая над «Поединком», он создал четыре крупных эскиза: «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва» и «Бегство Мамая». Бродил по залам Исторического музея, зарисовывал древние шлемы и доспехи.

Картина о Куликовской битве стала самой известной работой маститого художника. За неё он получил Сталинскую премию I степени. Огромный холст (размер картины — 325х557 см), вошедший в классику батальной героики, выставлен в Петербурге в Русском музее. И конечно, его воспроизводят едва ли не в каждой учебной книге, если речь идёт о Куликовской битве.