90 лет назад в Нижнем Новгороде в рабочей семье родился Евгений Евстигнеев — актёр, которого можно запомнить и полюбить навсегда по минутному появлению на экране.  Исторические роли не стали главными в его разнообразном репертуаре. Не они вспоминаются в первую очередь, когда мы произносим: «Евгений Евстигнеев!». Но в юбилейный день журнал «Историк» не мог не вспомнить великолепную семёрку героев прошлого, которым добавил искру своего актёрского обаяния Евгений Евстигнеев.

1. Анатолий Луначарский

Луначарский

Роль легендарного наркомпроса Евстигнеев играл несколько раз — и на сцене, и в кино. В пьесе Михаила Шатрова «Большевики» на Анатолии Луначарском держится главный конфликт, главная дилемма: можно ли большевикам обойтись без террора? Наркомпрос до последнего противится идее террора, демонстрирует интеллигентский идеализм, веру в просвещение, в народ… Евстигнеев перевоплотился в героя с головы до ног, как много лет спустя — в профессора Преображенского. С этой ролью связано и немало актёрских баек. Однажды в одной из ключевых реплик («Лежит, одними глазами улыбается, а лоб жёлтый восковой») актёр оговорился, поменял первые звуки в словах «лоб» и «жёлтый». Получилось, что сам Луначарский, захлёбываясь слезами, не сумел закончить рассказ о состоянии раненого вождя…

2. Георгий Чичерин

1
Георгия Чичерина Евстигнеев сыграл в 1968 году в масштабном советско-норвежском фильме «Всего одна жизнь», который, к сожалению, сегодня мало кому известен. Этот фильм стал эпической сагой в честь великого путешественника Фритьофа Нансена. Чичерин — роль второго плана, но Евстигнеев показал в ней привычно высокий пилотаж, набросав образ интеллигента в революции, энергичного, ироничного и всё понимающего наркома иностранных дел.

3. Никита Демидов

Демидов

Фильм «Демидовы» (1983) — добротная историческая драма, в которой впервые с симпатией была показана династия купцов, оружейников, предпринимателей. Там есть несколько интересных актёрских работ, но корень всему — Никита Демидович Антуфьев, или, как его чаще называют, Никита Демидов, основатель династии, выдающийся промышленник, соратник Петра Великого, не боявшийся спорить с грозным императором. Демидов в исполнении Евстигнеева — человек, всю жизнь имеющий дело с железом, а значит, характер кузнечной закалки. Хитрый, оборотистый, любящий своё дело и понимающий, что главное в жизни не почести, а мастерство. Его вдохновляют размах России, масштабы большого дела, больших задач. Он готов превратить Россию в оружейную державу, готов посостязаться с английскими, голландскими и любыми другими чудо-мастерами… Былинный герой. И в то же время исторически достоверный. Разумеется, с  поправкой на фантазии сценариста.

4. Алексей Бестужев

Бестужев

Алексей Бестужев — один из наиболее искусных дипломатов в истории России, личность, без сомнений, выдающаяся. Остались портреты всесильного канцлера. В последние годы в телесериалах его несколько раз играли знаменитые современные актёры. И всё равно мы представляем себе Бестужева только с лицом Евстигнеева, с его голосом, интонациями. В первый раз Евстигнеев сыграл его в 1987-м в телефильме «Гардемарины, вперёд!», а потом дважды появился в продолжениях гардемаринской истории. На экране действовал первоклассный политик, стареющий дипломатический тигр. Эдакий мужиковатый аристократ, лукавый, всё познавший, всё предвидящий, взирающий на мир саркастически, но сквозь наработанный цинизм в нём проступает последняя искренняя нота — любовь к Отечеству. Во многом именно таким и остался в истории граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин.

5. Николай фон Эссен

Адмирал фон Эссен

Фильм «Моонзунд» снимался в 1987-м. Картина режиссёра Александра Муратова во многом оказалась прорывной: как-никак, первый серьёзный батальный фильм о Первой мировой… И забытый к тому времени адмирал Николай фон Эссен, командующий флотом Балтийского моря, возник на экране в мастерском исполнении… Моряки-балтийцы не пустили германский флот к Петрограду, а герой Порт-Артура фон Эссен подтвердил свой флотоводческий талант. Евстигнееву удалось главное: за несколько секунд, при первом появлении в кадре воспроизвести масштаб личности. Классическая работа с персонажем из реальной истории!

6. Михаил Калинин

Калинин
Фильм «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989) — фарсовый. Режиссёр Юрий Кара прилежно пытался, смеясь, расставаться с нашим прошлым… И Михаил Калинин получился у Евстигнеева почти персонажем комедии дель арте. Да, это маска. Старичок с потешной бородкой, который старательно (хотя и не всегда удачно) приспосабливается к трудному характеру верховного вождя. Он жизнелюб: с аппетитом ест, всласть пьёт и поглядывает на особ женского пола. Уж таковы правила игры, заданные режиссёром. Увы, более серьёзно разобрать образ Калинина Евстигнееву не удалось. Кстати, и в советское время, и в современной России кинематографисты почему-то не уделяют «всесоюзному старосте» должного внимания.

7. Иван Грозный

Иван Грозный

Царь всея Руси в «Ермаке» стал одной из последних ролей артиста. Получился непривычный Иван Грозный: почти без ярости, без патетики. Усталый опытный государь. Острый взгляд. Внутри, за позолоченным одеянием, по-прежнему бушуют страсти, но что-то сдерживает его. Возможно, нездоровье. И всё-таки он причастен к великому делу — присоединению Сибири. И за одно это Грозный — Евстигнеев вызывает уважение. А ведь «Ермака» снимали в нач. 1990-х, когда Ивана IV принято было клеймить нещадно… Фильм вышел на экраны в 1996-м, когда Евстигнеева уже не было в живых. И мы увидели в «Ермаке» прощальный автограф актёра. Тем и ценна эта роль.


Арсений Замостьянов