Марат Самсонов. Сестрица. 1954 

В этот день мы вспоминаем защитников Отечества. Тех, кто под погонами, в сапогах и гимнастёрках, в ватниках и полушубках сражался за Родину. Тех, кто не вернулся из боя, и тех, кому довелось отпраздновать Победу. Отечество в военные дни защищали не только мужчины… Сколько жизней — офицерских, солдатских — спасли на полях сражений наши боевые медсёстры, женщины, не знавшие ни страха, ни усталости. Эта картина прославляет их подвиг наравне с подвигом бойцов. Они сражались вместе. Нередко погибали от одного снаряда. Вместе делили солдатскую кашу и хмель Победы.

Марат Самсонов — фронтовик, доброволец, талантливый художник-баталист, посвятивший себя восстановлению памяти о подвиге Красной армии в Великой Отечественной войне. Много лет он руководил студией военных художников имени Митрофана Грекова. Он был мастером диорам, больших эпических полотен, которые передают смысл войны с птичьего полёта. Хотя, досконально зная психологию бойца, не чурался и «окопной правды». Вот девушка выносит из боя раненого… Она успела его перевязать. Горит подбитая пушка, всё вокруг пылает, а она уверенно шагает, почти не сгибаясь под богатырской ношей. Так сильна в ней преданность долгу, вера в Победу… Есть ли здесь преувеличение? Безусловно, художник возвышает свою героиню до символа. Это обобщённый образ непобедимой, всесильной сестры милосердия. Но именно такие девушки с тугими косами, с упрямо сжатыми губами спасали раненых на всех фронтах Великой Отечественной. Фронтовики (в сер. 1950-х — ещё совсем молодые люди) узнавали героиню Самсонова…

Искренняя, притягательная картина выставлена в московском Центральном музее Вооружённых сил. Люди кланяются двум подвигам — воинскому и сестринскому.