2015 год в России стал годом князя Владимира. Время осмыслить наследие Равноапостольного правителя Руси. На наши вопросы отвечает автор книг, посвящённых судьбе Владимира Святого — Александр Орлов

shutterstock_63223864

— Александр, вы написали книгу для дополнительного чтения по истории, которая предназначена для школьников и студентов первых курсов гуманитарных вузов. Каковы сейчас требования к знаниям учеников о Древней Руси, её князьях, о Владимире Крестителе?

— Требования всегда едины во все времена и во всех образовательных учреждениях: это заинтересованность, которая порождает знания. В период с IX по XV век в истории нашего государства существует несколько значимых деятелей, которых современный человек должен знать. И в первую очередь это креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, а далее – книжник-просветитель святой благоверный князь Ярослав Мудрый, остановивший западную экспансию победами на реке Неве и Чудском озере святой великий благоверный князь Александр Невский, отстоявший православие и воскресивший дух народа в битвах на реке Воже и Куликовом поле святой благоверный князь Дмитрий Донской

Но отсчёт побед православной цивилизации начался с момента Крещения Руси. Величайшим событием в истории России является принятие христианства как государственной религии в 988 году, во времена правления святого равноапостольного князя Владимира. Это событие укрепило государственную власть и территориальное единство. Государство с момента крещения становилось неделимым и представляло собой целостную, стремительно развивающуюся структуру, вышло на международную арену и вступило в эпоху равных взаимоотношений со всеми христианскими странами, политические, экономические и культурные связи с которыми теперь значительно расширялись. Принятие христианства сыграло стержневую роль в развитии русской национальной культуры, впитавшей в себя всё лучшее из культуры византийской.

владимир_1

— Как, по-вашему, получилось, что среди русских властителей, — если уж речь зашла о Рюриковичах, то они особенно показательны, — такое множество святых, даже женщин: княгиня Ольга, Евфросиния Полоцкая?

— Вы слишком сузили круг достойных женщин, указав только на причисленных Русской православной церковью к лику святых. Хотя родоначальницей истории русских женщин действительно выступила бабка крестителя Руси святая равноапостольная княгиня Ольга, которая провела первую государственную реформу в Древнерусском государстве, учредив уроки и погосты. Однако после неё история на мгновение выдвинула Малушу, мать Владимира, которая была высокородна, ведь, по одной из версий, она происходила из Любеча, столицы радимичей, и являлась дочерью знатного человека. Именно поэтому она и ведала всем обширным хозяйством великокняжеского семейства. Затем следует назвать жён святого Владимира Рогнеду и Анну Византийскую, а впоследствии я бы выделил двух его дочерей. Предславу, угодившую навеки в наложницы к польскому королю Болеславу I Храброму, которая принимала активное участие в междоусобной войне сыновей Владимира на стороне брата Ярослава, и Марию Добронегу, вышедшую замуж за польского князя Казимира Восстановителя. Если мы продолжим, то увидим, что внучки Владимировы стали заметными фигурами в западноевропейской истории. Например, Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I, Елизавета — за норвежского принца Харольда Сурового, Анастасия — за венгерского короля Андраша I… Список можно продолжать и продолжать, но это уже отдельная тема…

LwsKUIdtdC0

Возвращаясь к вопросу канонизации представителей династии Рюриковичей, следует отметить, что после Крещения Руси православное образование стало необходимостью, в особенности в княжеских и боярских семьях. Ведь сызмальства чтение Евангелия, Псалтыри, Ветхого Завета и последующей литературы воспитывало духовно, в страхе Божием, и дальнейшая жизнь была предана в руце Божие. И в этом нет ничего удивительного. Обыкновенное чудо!

— В своей книге вы упоминаете версию о том, что во время двухлетнего пребывания в Скандинавии юный Владимир Святославич «два года проводил в походах свирепых норманнов, появление которых наводило ужас на страны Европейского континента». Эта версия представляется вам правдоподобной?

— Сложно себе представить, что Владимир, лишённый по обычаям того времени материнской опеки в трёхлетнем возрасте и воспитанный опытным воеводой и кровным дядей Добрыней, во время побега из Новгорода, жаждущий отмщения и власти, занимался рукоделием. Он находился в суровой Скандинавии, на земле своих предков норманнов, окружённый викингами, и желал завоевать их признание для будущих совместных действий, и обязан был проявить себя. Влияние этого принудительного и позорного бегства сразу сказалось на ходе истории. По возвращении в Новгород осмелевший Владимир выдворил посадников Ярополка с устрашающими словами: «Идите к брату моему и скажите ему: “Владимир идёт на тебя, готовься с ним биться!”». Собираясь выступить против старшего брата, Владимир подготовил хорошо вооружённое и обученное войско, в которое помимо варягов входили воины из племенных союзов восточных славян: ильменские словене и кривичи, а также воины финно-угорских племён: чудь, весь, меря, водь. Он покорил и присоединил столицу кривичей-полочан Полоцк, убил правящего в нём князя Рогволда, силой взял его дочь Рогнеду, захватил столицу дреговичей Туров и одержал решительную победу над дружинами Ярополка возле Любеча, впоследствии, воспользовавшись варяжскими наёмниками и предательством воеводы Блуда, организовал убийство Ярополка. Всё это братоубийственное игрище научило Владимира держать ухо востро с представителями европейских народов, и это вполне оправданно. Разве, вглядываясь сквозь историю в текущие геополитические реалии, мы в силах это отрицать?

?????? ?????????? ??????.
«Крещение Ольги», миниатюра из Радзивилловской летописи

— Может ли фундаментальное образование в эпоху постмодерна помочь прекратить делёж истории, в том числе наследия князя Владимира, прервать создание нелепых, но действенных мифов?

— Наука побеждает и развенчивает выдумки с невообразимой лёгкостью, только надо понимать, откуда приходят мифы, кто является их корыстолюбивым распространителем, а кто — идеологическим заказчиком. Мы живём во время информационного бума, во время назойливых попыток мотивированных деятелей исказить историю нашего Отечества и мировую историю в целом. После распада Советского государства на смену профессионалам высочайшего уровня, влюблённым в страну и в своё дело, пришло огромное количество версификаторов, основополагающей задачей которых является изменение воззрения современного общества на всё окружающее и историю в частности. Трудами этих деятелей изобилуют книжные полки магазинов всей России. Размах их суждений велик: он измеряется как мелким либерализмом, так и глобальной русофобией. В таких условиях сегодня выживает наука история.

— Парадокс: о князе Владимире, фигуре огромного для нашей страны значения, написано сравнительно мало. Один роман, остальное — научные работы и так называемая профессорская публицистика. Почему вы не взялись за написание художественного произведения? Всё же вы писатель, с прозой обращаться умеете. Почему ваша книга носит условно-прикладной характер, обращена к учащейся молодёжи?

— Причина, по которой я не взялся за написание художественного произведения, одна — желание доходчиво рассказать юному читателю об истории нашего государства. Ведь история в школах России преподаётся слабо, история Древней Руси и вовсе проблематична для преподавателей, для школьников тем более. Поэтому мы обязаны работать для блага будущих поколений, а жизнеописание святого Владимира является чудотворным примером для людей всех возрастов и всех поколений. Ведь в начале своего правления яростный язычник, впервые установивший единый пантеон языческого многобожия, верховный жрец Руси, великий князь Владимир прибывал в страшнейшем прелюбодеянии, имел множество наложниц и с презрением относился к святости брачных уз, но и в нём, в разбойнике и насильнике, возгорелась искра христианства, и всё последующее своё земное пребывание явилось для Владимира временем раскаяния и искупления. Пример этого чуда в высшей степени поучителен и показательно прославлен по своей значимости. А ведь тысячу лет назад христианская вера распространялась по всей Руси, возводились всё новые и новые храмы, в них обретали опыт богослужения молодые священники, которые были воспитаны в школах, созданных постником Владимиром. В столице христианского государства Киеве насчитывалось более четырёхсот церквей. Слава о правителе Киевской Руси, просветителе язычников, разнеслась во все концы света. Древние арабские, византийские, немецкие и скандинавские летописи рассказывали о нём. На этом примере святого и равноапостольного князя Владимира, прозванного в народе Красное Солнышко, мы познаём, как горька тьма и как сладок свет. Поэтому именно в ребёнке, а впоследствии и в подростке мы обязаны пробудить тончайшее стремление к приобретению духовного опыта, да так, чтобы нежное и впечатлительное сердце воспринимало свет и, вооружившись им, отторгало тьму. Дыхание прошлого ощущается повсюду: в природе, искусстве, оно способно оборонять и обучать. Оно воспитывает будущего победителя. Оно учит состраданию и любви, оно инстинктивно и дарует знания о жизни предков, истории своего народа, его месте в истории мировой цивилизации, оно воспитывает подлинного гражданина, знающего и целеустремлённого.

борис глеб
Святые благоверные князья Борис и Глеб и святой равноапостольный князь Владимир. Двусторонняя икона из Новгородского Софийского собора

— Что бы вы могли ответить тем, кто говорит: идея отметить день кончины, смерти, святого равноапостольного князя Владимира, во святом крещении Василия, в современных условиях дело исключительно политическое?

— Я верю Николаю Васильевичу Гоголю, который утверждал, что в России две беды: дороги и дураки. Это незавидное постоянство, которое сопровождает нас и сейчас не утомляет, а вызывает сожаление, но в этой реальности приходится жить и работать. Однако следует понимать, что день блаженной кончины святого равноапостольного князя Владимира — значимый день для православной цивилизации. Это понятие вмещает в себя многие аспекты, в том числе и политический, хотя он и не является основополагающим. Такое суждение не просто политизировано, оно направлено на дискуссию, которая способна вызвать внутриславянское противостояние.

владимир_2

Если преломить угол воззрения, то мы увидим, что тысячу лет назад альтернативное политическое видение очевидного успешно пытались навязать русской государственности и польский король Болеслав I Храбрый, выдавший свою дочь за Святополка Окаянного, сына Владимира и Ярополка одновременно, и духовный наставник убийцы Бориса, Глеба и Святослава немецкий епископ Рейнберн. Этот европейский тандем немало потрудился над разрушением выстроенного крестителем Руси монументального здания русской государственности. Только оно выстояло, ведь создатель его приравнен к апостолам.

Вопросы задавал Сергей Шулаков

В материале использованы иллюстрации Натальи Леоновой из книги А. Орлова «Креститель Руси» (Издательство Московской Патриархии, 2015)