В День России мы вспоминаем Валерия Халилова — выдающегося композитора, военного дирижёра, без которого много лет не обходился ни один государственный праздник.

Все, с кем приходилось разговаривать о Валерии Халилове — руководителе ансамбля имени А.В. Александрова, неизменно в первую очередь говорили: «Великий человек». Ведь знаменитый коллектив Валерий Михайлович возглавил незадолго до гибели — в апреле 2016-го. А до этого он  — с 2002-го — бессменный начальник Военно-оркестровой службы Вооружённых сил России, главный военный дирижёр страны. И, помимо этого, генерал-лейтенант, член Союза композиторов и народный артист…

Валерий Михайлович Халилов родился в 1952 году в узбекском городе Термез на границе с Афганистаном. Его отец был военным дирижёром, так что любовь к музыке и дисциплине ему привили с детства. Родом из детства были и любовь к русской природе и вера в Бога, ведь маленький Валера вместе с братом Сашей много времени проводил у бабушки — в деревне недалеко от Киржача. Забегая вперёд: там же, где спустя много лет построил себе дом, где на въезде на свои средства поставил часовню и жертвовал на восстановление Скорбященского монастыря… И где похоронен — на Архангельском погосте.

Любовь к музыке сочеталась в мальчике с любовью к футболу, но, безусловно, всегда оставалась на первом месте — перед собой он имел пример отца, который неизменно брал его с собой на выступления. В одном из интервью Валерий  Халилов вспоминал: «Он очень красивым был, и, когда дирижировал оркестром, нельзя было не засмотреться, не влюбиться в его движения, в эту особенную мелодию, мелодию дирижёра… Наверное, поэтому музыка для меня всё же, несмотря на детский возраст, стояла далеко выше футбола. Папа дал понять, почувствовать, что она — не стяжательство чувств, что это самое настоящее и важное в человеческой жизни».

Однако музыкальная карьера будущего дирижёра складывалась непросто. Сначала при поступлении в военно-музыкальную школу он с треском провалил экзамен по арифметике, который ему разрешили пересдать лишь потому, что понимали: мальчик обладает уникальными вокальными данными, удивительным слухом и чувством мелодии. А потом уже в консерватории на дирижёрском факультете оказалось, что студент Халилов не вышел ростом. Над ним даже шутили, что, мол, ему две подставки понадобятся, а преподаватели считали его бесперспективным. Однако в какой-то момент у нового преподавателя — Георгия Алявдина — студент словно расцвёл — прибавил в росте так, что дополнительная подставка ему перестала быть нужна.

Первым местом службы дирижёра Халилова стал оркестр Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО. В 1980 году коллектив под его управлением занял 1-е место на конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа. А через четыре года офицер Халилов попал в Военно-оркестровую службу, которую со временем и возглавил. Будучи главным военным дирижёром, Валерий Михайлович руководил сводным военным оркестром, участвовал в парадах, посвящённых Дню Победы, организовывал всевозможные праздничные мероприятия и военно-музыкальные фестивали, в которых участвовали не только российские, но и зарубежные военные оркестры. Среди них — ставшая неимоверно популярной ежегодная «Спасская башня». Не секрет, что многие шли на фестиваль главным образом «на Халилова».

Кроме того, Халилов немало гастролировал во главе военных оркестров  — объездил всю Европу, Азию… Выступал в КНДР и Монголии.

Ансамбль Александрова Валерий Михайлович  возглавил, как уже упоминалось выше, всего за несколько месяцев до трагической гибели. Однако даже за это время он успел сделать немало. Закончить затянувшийся ремонт, найти отдельное помещение для детской школы-студии «Юные александровцы». Как рассказывает руководитель студии Нина Путилина, он был прежде всего генералом, солдатом, и это сочеталось в нём с творческим началом. Он требовал молниеносного исполнения всех своих распоряжений… «Мы не ожидали, до какой степени он велик, — сказала в интервью Нина Путилина. — Ведь столько людей пришло с ним проститься! А среди них — кадеты, суворовцы, которые без преувеличения воспринимали его как родного отца».

А его брат Александр Михайлович в беседе о Валерии Халилове упомянул о том, что Валерий Михайлович не сразу согласился на руководство ансамблем Александрова. Зато, уж став его дирижёром, занялся этим коллективом всерьёз. При нём ансамбль впервые выступил в Колонном зале, а в Большом театре — во второй раз с момента своего создания. «Он был бессребреник, — говорит Александр Халилов. — Жил ради людей, ради музыки. Очень переживал за падение уровня культуры… Боролся с дилетантством и нечистым интонированием, нестройным пением. Кстати, в Сирии он не должен был дирижировать в тот раз. Даже концертный мундир не брал. Я хотел спросить, зачем же он летит, но не стал… Наверное, он просто не мог не полететь со своим ансамблем. Знал, что его место там. Я не представляю, как бы брат пережил эту трагедию, останься он в Москве…»

ИЗ РАЗНЫХ ИНТЕРВЬЮ:

В.М. Халилов о военной музыке:

«Военная музыка необходима и полезна. Она прекрасна, она делает людей чище, возрождая в них лучшие качества, возбуждая чувство патриотизма. Это замечаешь, в каком бы уголке земного шара нам ни приходилось выступать. Но мы очень любим гастролировать именно по России. Это особенная миссия. Как можно не посетить места, где тебя не просто ждут — где нуждаются в подобных концертах, выступлениях? 

И сами музыканты по-особенному чувствуют места, которые называются российской глубинкой. Ты приобщаешь людей к своему музыкальному миру и одновременно приобщаешься к большому миру всех людей на земле. Видишь, как они живут, чувствуешь так же, как они, и начинаешь лучше понимать то государство, объединёнными которым мы живём. 

Представьте, какая красота выступать на краю земли, когда впереди тебя только океан, и рокот его волн, вплетаясь в звуки военных мелодий, делает их особенными. У нас было такое выступление на Камчатке, и это было настоящее счастье».

В.М. Халилов о своём марше «Генерал Милорадович»: 

«Я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращённая. Генерал Милорадович, командуя арьергардом, не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года. В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдёт перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанёс смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем. И в этом марше впервые я использовал молитву, причём музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И, если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

…Кстати сказать, в марше, в нашем российском и советском, это впервые — внедрение молитвы в марш. Это я сделал исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был, безусловно, православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен. Так вот этот молебен я сделал — я в Евангелии при помощи верующего человека нашёл слова, посвящённые «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни».

P.S. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года имя Валерия Халилова присвоено Московскому военно-музыкальному училищу. Также его имя отныне носит Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны» в Хабаровске.