Дмитрий Ананьев. Ансамбль им. Александрова на Белорусском вокзале. 1941 год. 2008

Так бывает даже в наше время: дипломная работа молодого художника становится широко известной. Секрет простой: Дмитрию Ананьеву удалось напомнить нам об одном из легендарных эпизодов 1941 года. Но дело, конечно, не только в выигрышной теме. Искусство — не публицистика. Здесь необходимы талант, мастерство, полёт. Узнаваемый облик Александра Александрова — вдохновенного хормейстера —  навевает образы 1941 года.

Хроника подвига такова. 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» вышли стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации Александр Александров  написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписывали в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию, и — премьера! 26 июня  на московском Белорусском вокзале группа Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски впервые исполнила песню. По воспоминаниям очевидцев, в тот день она звучала несколько раз подряд. С первого аккорда песня производит сильное впечатление. Через несколько недель она стала признанным гимном сопротивления. Песня оказалась настолько ярким феноменом русской советской культуры, что её премьера превратилась в величественную легенду. В наше время сами очертания Белорусского вокзала вызывают ассоциации с аккордами «Священной войны».

Картина Ананьева и её счастливая судьба — явление знаменательное. В ХХI веке героика Великой Отечественной не померкла. Воспоминания о подвигах, песнях, кинолентах фронтовых лет необходимы нам, чтобы не потерять себя в суматохе новейшего времени…  И эта картина — как предвестие «Бессмертного полка». Память о вдохновенном служении Александра Александрова и других военных музыкантов бессмертна и бесценна. На полотне Дмитрия Ананьева они все живые, молодые. Мы видим звёздный час великого хора. Тревожное военное лето. И страна встанет, услышав мелодию, идущую от сердца.