А.И. Шарлемань. Фельдмаршал А.В. Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября 1799 года. 1855

Сентябрь 1799 года вошёл в историю благодаря подвигам русского фельдмаршала Александра Суворова, возглавившего беспримерный переход через Альпы. Последний поход Суворова — Швейцарский — подтвердил славу непобедимого полководца. В труднейших условиях ему и его чудо-богатырям удавалось побеждать в каждом бою и вырываться из окружения, волоча за собой пленных и трофеи. По меркам того времени Суворов был стариком: ему шёл семидесятый год. И жить великому полководцу оставалось несколько месяцев. Однако он не уступал молодым ни в смелости замыслов, ни в выносливости. В 1799 году о Суворове с восторгом говорили не только в Петербурге, но и в Лондоне, Милане, Вене, да и в Париже… Столь доблестного союзника и столь благородного противника история Европы не знала.
Художник Адольф Иосифович Шарлемань (1826–1901) был одним из ярких летописцев истории русской армии. Его дед — французский художник-декоратор — переселился в Россию во времена Екатерины Великой. Адольф Шарлемань — автор самой известной русской колоды карт («Атласные»). Её и в наше время переиздают ежегодно. Хотя призвание Шарлеманя — батальная живопись. А признание ему принесли картины, связанные с последними походами Суворова — Итальянским и Швейцарским. Так, за полотно «Суворов на вершине Сен-Готарда» Шарлемань получил большую золотую медаль. Его многофигурные исторические композиции реалистичны. Мы видим настоящих солдат суворовского времени — усталых, утомлённых походом. И сам Александр Васильевич на белом коне не выглядит как былинный богатырь. Его встречают монахи одного из горных альпийских монастырей. Здесь воинов, вероятно, ждёт ночлег. Краткий отдых перед новыми боями. Перед новыми победами.