В полном блеске
23 Января 2025
Исторический музей представил выставку «Драгоценности! Блеск русского двора» из собрания Эрмитажа.
Ларец XVII века
Сотрудничество Эрмитажа и Исторического музея продолжается без малого полтора столетия. Такие экспозиции просто необходимы, ведь собрания двух музеев во многом дополняют друг друга. Это обстоятельство и делает такими интересными так называемые «гостевые выставки»: у посетителей есть возможность сопоставлять и сравнивать не только сами коллекции, но и их подачу. Стилевые «дуэли» Первопрестольной и Петербурга – зрелище поистине завораживающее. Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» не просто «гостевая», а ещё и именинная. Обычно виновник торжества приглашает гостей к себе. Эрмитаж по случаю своего 260-летия сам отправился в гости. Выбор Исторического музея не случаен, поскольку в его стенах эти сокровища воспринимаются не только как несметные богатства, но и как вещественное воплощение русской истории.
«Драгоценности! Блеск русского двора» – логическое продолжение другого масштабного эрмитажного проекта – «Придворный костюм XIX – начала ХХ века», представленного в ГИМе в 2021 году. Тогда, несмотря на все пандемийные сложности, выставка привлекла внимание почти 100 тысяч человек. С концептуальной же точки зрения – это переосмысление выставки «Русский бал», проходившей в 2019 году в Амстердаме и превратившейся для Нидерландов, страны с давними ювелирными традициями, настоящим потрясением. Судя по отзывам прессы, она стала своего рода местом паломничества для голландских мастеров, держащих в своих руках славу Антверпена, бриллиантовой столицы мира.
Цвет выставки – царственный лиловый. Символ благородства, власти и мудрости. Лабиринт экспозиционного пространства, расчерченный неожиданными перспективами, напоминает искусно огранённый аметист, по граням которого блуждаешь, словно Алиса в Зазеркалье. 250 экспонатов. Три раздела – «Галерея драгоценностей», «Бал» и «Мемории». Каждая производит сильное впечатление. И каждая – на свой лад.
Эрмитажная коллекция драгоценностей принадлежит к разряду уникальным. Аналогов в мире просто не существует. Начало ей положил Пётр I, привозивший из своих заграничных вояжей не только чертежи и инструменты, но и ювелирные шедевры. Подвеска в виде якоря, украшенного бриллиантами, царю-плотнику, по всей видимости, досталась в Голландии. Она – один из старейших экспонатов выставки. Как, впрочем, и уникальная коллекция саксонских барочных статуэток из жемчуга.
В отличие от венценосного дядюшки, императрица Анна Иоанновна аскетичной жизнью не отличалась. Достаточно взглянуть на шесть предметов её туалетного прибора из чистого золота, изготовленных известным немецким мастером Иоганном Биллером в 1736-40 гг.
Из золотого комплекта императрицы Анны Иоанновны
В витрине таинственно сверкают шкатулки для драгоценностей и парфюмерии, кувшин для мытья рук, лохань и колокольчик. Полный комплект составляет 46 предметов, начиная от головных щёток и подушечек для булавок и заканчивая чайно-кофейным сервизом и жаровней. Прибор хранился в личных апартаментах Анны Иоанновны, откуда перекочевал в Алмазный покой Екатерины II. После смерти императрицы прибор был передали в Бриллиантовую комнату Эрмитажа и, уже являясь фактически музейным раритетом, он доставался только по случаю церемонии снаряжения к венчанию очередной представительницы царствующей династии.
Ядро царского собрания сложилось к концу царствования Елизаветы Петровны. На выставке представлена часть коллекции карманных часов и табакерок, отделанных самоцветами и жемчугами, до которых «дщерь Петрова» была большая охотница. Императорская коллекция долго не имела постоянного места хранения. Бриллиантовая комната довольно быстро перестала вмещать копившиеся сокровища, её переносили из одного просторного помещения в другое, ещё более просторное, пока не обустроили для них целую галерею. Галерея драгоценностей Императорского Эрмитажа превратилась в открытый для публики музей, куда можно было попасть, приобретя специальный билет. Туда поступали реликвии умерших членов императорской фамилии, а после революции – и национализированные сокровища петербургской знати.
Великосветский бал – смысловой центр экспозиции. Здесь представлены не только бальные туалеты императриц и прекрасных представительниц высшего света, но и дополнявшие их драгоценности. А своеобразным обрамлением всего этого великолепия служат портреты из эрмитажного собрания, запечатлевшие его владелиц. Княгиня Татьяна Юсупова на полотне Франца Винтерхальтера держит в руке веер. Стоит повернуться на 90 градусов и… можно увидеть в соседней витрине эту изумительную вещицу во всей красе. Ещё один поворот и перед нами атласное платье с отделкой из черного стекляруса, принадлежавшее невестке Татьяны Александровны – Зинаиде Юсуповой (урождённой Нарышкиной). А рядом – чудо чудное, диво дивное – комплект из колье, парных браслетов и веера, изготовленный из… чугунного кружева. Знатокам известно, насколько чугун хрупок.
На этой выставке почтеннейшую публику ждёт немало сюрпризов. «Мощь, выраженная в роскоши – яркий и очень действенный способ представления страны, – считает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. – И для иностранцев, и для нас самих. Россия обладает невероятными сокровищами, которые в других странах воспринимаются как нечто совершенно фантастическое, недостижимое, а значит, поневоле вызывает уважение. В этом смысле российским музеям выпало быть одной из ключевых составляющих той самой «мягкой силы», с помощью которой можно достичь сегодня очень многого. А для наших граждан посещение музея становится возможностью лучше понять наше прошлое и вспомнить, что мы являемся наследниками неисчислимых поколений, своим трудом и талантом создававших мощь великой державы. Нам есть чем гордиться, что защищать и что передать потомкам».
Выставка работает до 12 мая 2025 года.
P.S. Исторический музей готовит свой «ответ Эрмитажу» - выставку сокровищ из собственного ювелирного собрания, на которой будут представлены украшения, начиная с XVII века.
Виктория Пешкова