Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Десять интересных экспонатов Музея современной истории России

07 Апреля 2024

Тачанка времен Гражданской войны, шинель Юрия Гагарина, лампа Иосифа Сталина и другие музейные редкости - в нашем обзоре           

           Пулемётная тачанка

Тачанка была создана в 1919-1920 гг., в разгар Гражданской войны, она находилась на вооружении 13-ого пулеметного эскадрона кавалерийского полка 1-й Конной армии. Представляет собой легкую пароконную четырехколесную рессорную повозку с открытым кузовом, козлами и сидением. На сидении обычно устанавливался станковый пулемет системы «Максим». На задней стенке — надпись «Вперед к победе», под ней —изображение красной пятиконечной звезды в обрамлении подковы, перекрещенной двумя шашками. Тачанка была захвачена в качестве трофея у казаков в районе станицы Средне-Егорлыкская (Ставропольская губерния). В составе Рабоче-крестьянской Красной армии тачанка участвовала во многих боях на Северном Кавказе, в Польше (Львов), в штурме Перекопа (Крым), в столкновениях с бандформированиями на Кубани в 1920-1923 гг.

Тачанка 1-ой Конной.jpg

Шинель Юрия Гагарина

Шинель и фуражка принадлежали первому космонавту Земли, Герою Советского Союза старшему лейтенанту Юрию Алексеевичу Гагарину, Внеочередное звание майора было присвоено Гагарину во время его нахождения на орбите. 12 апреля 1961 г. космический корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту за 108 минут совершил один оборот вокруг земного шара. После выполнения программы полета Гагарин произвел успешную посадку в Саратовской области. Началась космическая эра человечества.  Именно в этой шинели и фуражке старший лейтенант Гагарин мог ходить во время подготовки к полету в Звездном городке. В Музей современной истории России шинель и фуражку передал генерал-майор Леонид Горегляд, лётчик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. В 1950 г. он окончил Военную академию Генерального штаба, принимал участие в создании и подготовке первого отряда советских космонавтов.

Шинел Гагарина  2.JPG

Трактор марки "СТЗ"

Первый советский колесный трактор СТЗ-1 был произведен на Сталинградском тракторном заводе 17 июня 1930 г. Трактор стал подарком XVI съезду ВКП(б) от коллектива завода: в тот же день его погрузили на железнодорожную платформу и доставили в Москву. С прикрепленным красным полотнищем трактор проехал по улицам столицы и остановился у Большого театра, где проходил съезд. Позже трактор передали в один из колхозов. В 1953 г. сотрудники Музея Революции (сейчас - Музей современной истории России) обнаружили трактор по-прежнему работающим на Дубовской МТС Волгоградской области, откуда его передали в Музей.

Трактор СТЗ.jpg

Лампочка  Ильича

Светящаяся нить накаливания в этой лампочке выполнена в виде силуэта вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Второй такой в мире не существует! Ее выпустили на Первой и Второй объединенных фабриках электрических ламп в 1923 г. Лампочка стала подарком ХII съезду РКП(б) от рабочих - как одно из первых достижений советской промышленности. Её преподнесли делегатам на заседании в Большом театре.  Мощность этой уникальной лампочки — 1000 свечей: ее свет гораздо сильнее, чем у ламп накаливания, которые по сей день используются в быту и в индустрии. До 1922 года лампы такой огромной мощности в России не выпускались и ввозились исключительно из-за границы. Её создание стало настоящим прорывом в советской энергетической промышленности. Этот уникальный экспонат прекрасно иллюстрирует романтический энтузиазм, с которым рабочие предприятия отнеслись к  электрификации страны.

Лампа с силуэтом Ленина.jpg

Шахматный набор "Красный и белые"

Фарфоровый комплект шахмат был создан на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде в 1923 г. по моделям скульптора Натальи Данько. Эти шахматы — своеобразная аллегорическая трактовка противостояния двух армий в Гражданской войне. Красные пешки — трудящиеся СССР — несут серпы и снопы. Это простые труженики: рабочие, крестьяне, красноармейцы. Они одеты в яркие наряды различных оттенков красного цвета и символизируют "новый мир". Белые пешки, олицетворяющие пролетариат капиталистических стран, скованы цепями. Белый король изображает Князя Тьмы, а Белая королева печальным взглядом чем-то напоминает врубелевскую Царевну-Лебедь. Шахматы принадлежали председателю Центрального исполнительного комитета СССР Михаилу Калинину. 

Шахматы Красные и белые - 2.tif

Настольная лампа-броненосец

Подарок И. В. Сталину к 70-летию от частного лица из Бразилии, преподнесена в 1949 г. Настольная лампа из панциря броненосца и змеиной кожи хранит латиноамериканский колорит. Броненосцы, «карманные динозавры», уникальные обитатели нашей планеты. Это одни из самых древних млекопитающих на Земле, заставшие динозавров. Мясо броненосцев, похожее по вкусу на свинину, в Латинской Америке считается деликатесным. А панцири используются в Бразилии для изготовления сувениров и национальных музыкальных инструментов. В момент опасности эти небольшие животные принимают форму шара, напоминающего футбольный мяч. В Латинской Америке дети нередко играют в футбол попавшими под руку зверушками. Недаром броненосца выбрали талисманом чемпионата мира по футболу 2014 г. в Бразилии.

Лампа Броненосе -2.jpg

Телефон фельдмаршала Фридриха Паулюса

Телефонный аппарат фирмы «Сименс» был найден бойцами 64-й армии в штабе армии генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса, расположенном в подвале центрального универмага в Сталинграде. Позже бойцы бригады И. Д. Бурмакова, взявшей фельдмаршала в плен, подарили телефон председателю комитета обороны города Сталинграда А. С. Чуянову. Пленение Паулюса и разгром немецко-фашистских войск стали финалом одного из решающих сражений Великой Отечественной — Сталинградской битвы. Примечательно, что генерал-фельдмаршал Паулюс получил высокое воинское звание всего за три дня до поражения, находясь в окружении.

Телефон Паулюса.jpg

Картина Макса Эрнста "Вопрос насекомого"

Картина находится в коллекции филиала Музея современной истории России — Музее-галерее Е. Евтушенко. Считается единственной работой одного из крупнейших художников мирового авангарда ХХ века Макса Эрнста в России. У этой работы очень интересная история. Евгений Евтушенко и Макс Эрнст познакомились в 1963 г. в парижской мастерской художника. Эрнст во время встречи с поэтом предложил ему выбрать в подарок любую из своих картин. Евтушенко понравилась небольшая картина «Вопрос насекомого» — на ней было изображено насекомое и поднимающийся над болотом алый лепесток. Художник вздохнул и сказал: «Честно говоря, эту картину я хотел бы оставить у себя, но, если ты определишь её замысел - я подарю». Ответ Евтушенко был таков: «Все мы в каком-то смысле в болоте, засасывающим нас. Но художник ценен тем, насколько высоко он все-таки сумеет поднять алый лепесток своего таланта над уровнем болота». Эрнст ответил: «Именно так, ты угадал! Теперь мне легче будет её тебе подарить. Она твоя!». «Так я стал обладателем этой картины, похоже, единственной этого художника в России», - вспоминал Евтушенко.

Макс Эрнст Вопрос насекомого.TIF

Печатный станок

Типографская печатная машина тигельного типа «Бостонка» («Американка»). Свое неофициальное название модель получила по стране-производителю – США. Одна из распространенных печатных машин своего времени. Использовалась в большевистских организациях для печати нелегальной литературы, а затем –  в типографии Усть-Катавского (Челябинская область) вагоноремонтного завода имени С. М. Кирова. Вес до 800 килограмм. Скорость печати даже по современным меркам высокая — до 500 оттисков в час. Машина имеет ножное управление, подача бумаги и выкладка отпечатанных материалов происходит вручную. Главный действующий узел — тигель – массивный блок, на который фиксируется наборная касса с текстом издания. За счет системы распределения масс отдельных тяжелейших деталей механизма даже обычный человек без натуги может за ней работать.

Печатный станок.JPG

Диорама "Героическая Пресня"

Уникальная диорама «Героическая Пресня. 1905 год», созданная Народным художником России Ефимом Дешалытом, является одной из крупнейших в Европе. Посетитель получает возможность почувствовать себя очевидцем событий Первой русской революции. Диорама была торжественно открыта в декабре 1982 г. Площадь живописного полотна составляет свыше 200 м². В 2014-2015 гг. диорама была отреставрирована и вновь открыта. На ней изображён кульминационный момент Декабрьского вооружённого восстания в Москве — баррикадные бои на Пресне. Впечатляющая исторической достоверностью сценография включает в себя художественное полотно, звуковые (заводские гудки, пушечная канонада, треск пулеметов) и световые эффекты. Автор работал над созданием диорамы много лет, воссоздавая события по крупицам, по материалам архивов и со слов очевидцев. До мельчайших подробностей воспроизведены улицы и дома Пресни, как они выглядели в начале XX века. Художник создал и свой автопортрет. Его герой с маузером в руке целится в наступающих солдат. Дешалыт тщательно изучил даже сводки метеорологической службы в дни восстания. Сопровождающий текст диорамы звучит на русском, английском, французском, испанском и немецком языках. Его озвучил Народный артист СССР Михаил Ульянов. 

Диорама Пресня 4.jpg

 

Надежда Красилова