Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Город на «государевой дороге»

№113 май 2024

Первую после победы на выборах поездку по стране президент России Владимир Путин совершил в древний Торжок. О развитии города и визите главы государства «Историку» рассказала директор Всероссийского историко-этнографического музея Ирина Жукова.

 

Беседовал Владимир Рудаков

Девушка.png
Ирина Жукова

 

Всероссийский историко-этнографический музей (ВИЭМ) был создан в Торжке по инициативе академика Дмитрия Сергеевича Лихачева 24 мая 1988 года. Выбор места для федерального музея историко-этнографической тематики был неслучаен: Торжок – город с тысячелетней историей, некогда форпост Новгородской республики, в Средние века довольно крупный торговый центр, расположенный на «государевой дороге» меж двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. В Торжке Владимир Путин осмотрел уникальные экспонаты выставочного комплекса «Музейные ряды», входящего в состав ВИЭМ, и встретился с работниками культуры Тверской области. В беседе с ними глава государства подчеркнул важную миссию провинциальных учреждений культуры. По его словам, они дают людям возможность «почувствовать себя частью истории своего народа, своего края, своей малой родины». «Вот здесь и рождается истинный, настоящий, не какой-то там квасной, а глубокий патриотизм», –отметил президент. 

 

Миссия провинциального музея

– Как получилось, что Дмитрий Сергеевич Лихачев приложил руку к созданию вашего музея?

– Ответ – в его статье «Провинции и великие "малые" города». Что он пишет? «Прежде всего надо спасать культуру провинции. <…> Вспомним, что большинство талантов и гениев в нашей стране родилось и получило первоначальное образование не в Петербурге и не в Москве. Эти города собирали только все лучшее, объединяли, способствовали процветанию культуры, но рождала гениев именно провинция». И самое главное, утверждает он, что нужно сделать, – это «вернуть культурную жизнь в наши небольшие города». Его идея о важности сохранения малых городов сейчас актуальна как никогда, и, наверное, поэтому не случайно первое выездное мероприятие президента России после выборов прошло в русской провинции и было посвящено культуре малого города. Кстати говоря, академик Лихачев писал и об этом: «Малые города, малые селения… легче откликаются на все новые веяния жизни, гораздо охотнее перестраиваются, менее консервативны, не грозят людям грандиозными катастрофами и во всех смыслах легче "подстраиваются" к человеку и к его потребностям». 

 

– Идея о том, что пробуждение интереса к истории начинается с малой родины, очень продуктивна, ведь работа в этом направлении, помимо прочего, дает мощный импульс для развития самих малых городов. Кому, как не Торжку, идти в этом смысле впереди? Город Мышкин вообще, можно сказать, на пустом месте создал целую туристическую индустрию…

– Вы знаете, на почти пустом месте, как оказалось, гораздо проще создать индустрию, чем на мощном культурном наследии.

 

– Почему?

– Частные музеи более свободны в выборе того, что и как экспонировать. Они могут не придерживаться строгих правил, подходить к некоторым вопросам с точки зрения «я художник, и я так вижу». И это неплохо, особенно для развития туристической привлекательности территории. Государственный же музей – в первую очередь просветительское учреждение, у нас есть определенная миссия. Но это не дает нам права быть скучными и неинтересными. Наоборот! Это означает, что мы должны тонко чувствовать аудиторию, живо реагировать на ее запросы и потребности, быть вдвойне ориентированными на наших посетителей, иметь обратную связь. Государственные музеи находятся в постоянном развитии, мы ищем и пробуем разные формы подачи информации, которые позволяют как можно более полно, наглядно и увлекательно донести знания. Это и интерактивы, и мастер-классы, и различные выставочные проекты… Вы привели прекрасный пример Мышкина, там энтузиасты создали замечательный город-музей. Сегодня музеи – это организаторы самых разнообразных креативных практик, многопрофильных и многофункциональных пространств, работающих и на просвещение, и на интересное времяпровождение. И то и другое способствует развитию человека, а также развитию территорий, где мы живем. 

 

Не на пустом месте

– Наверное, трудно было после всех бурь ХХ века собирать экспонаты музея? Откуда их брали?

– Край наш очень богат в культурном отношении. После Октябрьской революции, в результате национализации частной собственности (а в Новоторжском уезде были сплошь и рядом «дворянские гнезда»), начался сбор экспонатов, на основе которых советской властью стали создаваться музеи. Первому из них было присвоено звание «художественно-исторического в память рабоче-крестьянской революции 25 октября 1917 года». Коллекцию составляли величайшие произведения русской, итальянской, французской, немецкой живописи, включая портреты Левицкого, Маковского, пейзажи Гогена и других великих художников.Второй музей открыли ко второй годовщине революции, им стал Музей местного края. В 1921-м музеи Торжка, по оценке губернского отдела народного образования, заняли первое место по качеству и количеству экспонатов. Но уже в 1938-м было принято решение передать большую часть коллекции в Калининскую художественную галерею, четыре иконы уехали в Государственную Третьяковскую галерею и так далее. 

В итоге к 1941 году собрание сильно поредело. Война, сами понимаете, только усугубила ситуацию: когда был разбомблен Успенский собор, в котором тогда размещались фонды музея, коллекция вообще оказалась почти утрачена. И только после Победы снова начали собирать по крохам то, что еще можно было собрать. В 1980-е краеведы обратились в советский Фонд культуры, который возглавлял академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, и он поддержал идею создания в Торжке историко-этнографического музея. Лихачев считал, что Торжок достоин статуса федерального культурного центра: в нем сконцентрировано огромное наследие. Одних памятников архитектуры у нас более 250 – больше, чем в любом другом городе Тверской области, к тому же мы находимся на пересечении нескольких дорог.

 

– Что представляет собой музей сегодня?

– Идея Дмитрия Сергеевича создать музей универсальной гуманитарной тематики не в столицах и даже не в региональном центре (Твери), а в малом городе была реализована. Сегодня в историческом центре Торжка в зданиях памятников архитектуры XVIII–XIX веков расположены семь автономных музейных объектов различной тематики. Это Странноприимный дом в одной из древнейших русских обителей – Новоторжском Борисоглебском монастыре. Это объект под открытым небом – Новоторжский кремль. Этнографический центр ВИЭМ на старинной бывшей Климентовской улице (ныне улица Луначарского). Уникальная коллекция берестяных грамот экспонируется в «Музейных рядах» – отдел расположен на главной площади города, в самом сердце древнего Торжка. Работает Центр межрегионального сотрудничества «Дом России», его ключевой проект – «Перекличка героев», который начинался в 2020-м – в Год памяти и славы, а теперь продолжен и расширен не только по военной истории. На берегах реки Тверцы два наших молодых музея: на правом – детский культурный центр «Особняк на набережной», а в левобережной части города, на бывшей Дворцовой площади (ныне площадь Революции), расположена легендарная гостиница Пожарских. 

Сейчас мы в большей мере ориентированы на развитие событийного музейного продукта: выставки с обширной культурно-образовательной программой, фестивали, этнографические праздники и так далее. Здесь принципиальным считаю удержание музейной составляющей – вся наша деятельность имеет под собой глубокую научно-исследовательскую основу, работу с фондами.

Захронение.png
Древний некрополь с захоронениями XI–XII веков, обнаруженный в ходе раскопок у Борисоглебского монастыря в Торжке экспедицией Института археологии РАН

TASS_757544.png
Академик Дмитрий Лихачев.
1987 год

 

«Приезжайте в Торжок!»

– Представьте себе человека, который никогда не был в Торжке. Что, по вашему мнению, ему обязательно нужно посмотреть, чего он не увидит больше нигде и никогда?

– Во-первых, нужно посмотреть сам Торжок – здесь сохранились великолепные памятники архитектуры XVIII–XIX веков. Во-вторых, познакомиться с археологическим наследием: именно поэтому идет речь о создании здесь археологического музея под открытым небом. С Торжком связана уникальная коллекция берестяных грамот, которую мы как раз и показывали президенту. Мало кто знает, что Торжок занимает третье место после Великого Новгорода и Старой Руссы по числу подобных артефактов. У нас же хранится одна из самых больших грамот, относящаяся к XII веку, – так называемая грамота № 17. О чем говорят нам эти находки? О том, что средневековый Торжок был городом высокой культуры, его жители свободно владели грамотой. В-третьих, мне кажется, интересна этнография. У нас есть коллекция, которая была создана сотрудниками музея во время этнографических экспедиций по нашему району, и в ней – одна из удивительных вещей: свадебное покрывало начала ХХ века, которое было сшито из… крапивы. Своего рода оберег для молодоженов. 

 

– Что мешает тому, чтобы поток туристов был больше? 

– Когда мы приглашаем гостей из других городов, мы не говорим им: «Приезжайте в музей!», мы всегда говорим: «Приезжайте в Торжок!» Мы понимаем: когда город будет таким, каким мы сами хотим его видеть, каким хотим показать его нашим гостям, тогда и посещаемость всех наших объектов возрастет.

Безусловно, нам необходимо развивать наши музеи. Министерство культуры России поддержало несколько проектов, направленных на создание современных музейных пространств, в том числе объект, где мы имели честь принимать главу государства. В последние годы мы отмечаем поток вдумчивых, интеллектуальных посетителей и стараемся соответствовать их запросам и требованиям времени.

В настоящее время и Торжок, и наш музей находятся в процессе масштабных изменений, перемен в лучшую сторону. Но здесь важно соблюсти баланс: быть актуальными, интересными, понятными и в то же время сохранить аутентичность, нашу индивидуальность. Формируя концепцию нового музея, мы постарались все это учесть.

 

– В ближайшие годы часть музея будет закрыта на реконструкцию?

– Да, мы давно этого ждали, и вот теперь пришло время воплотить наш замысел в жизнь.

 

– Когда вы планируете открыться снова?

– Четыре года нам точно понадобятся. Мы надеемся, что 2028 год будет финальным. В этот период часть экспонатов будет передана на реставрацию, в том числе несколько берестяных грамот. Значительная доля коллекции будет представлена на площадках других музеев. Реконструкция коснется и прочих наших площадок. Например, мы планируем открыть экспозицию, посвященную купеческому Торжку. До этого она занимала лишь один этаж «Музейных рядов», теперь же это будет отдельный музей в доме купца Елизарова. В 1856 году там останавливался Александр Николаевич Островский, и нам эта история кажется очень интересной. Мы постараемся показать нравы и обычаи того времени – материала у нас достаточно. 

В планах на это лето и ближайшие три года начать полевые археологические исследования на территории Новоторжского кремля, по результатам которых мы сможем конструктивно подойти к идее научной реконструкции этого объекта. Какой она будет – вопрос в стадии обсуждения. Мне кажется, что интересно и безопасно для памятника подумать в сторону цифровых мультимедийных технологий. 

 

– Когда я первый раз был в Торжке (это, наверное, 2003 год), город производил гнетущее впечатление, было много полуруинированных памятников. Сейчас активно реставрируются храмы, дома на набережной реки Тверцы – прогресс заметен. Но сделать еще нужно очень и очень много. Как вы оцениваете ситуацию?

– Такое огромное наследие без помощи государства не восстановить, и мы видим шаги, которые предпринимаются в этом направлении. Торжок постепенно облагораживается, восстанавливается среда русского провинциального города.

В докладе президенту я подчеркнула важность сохранения не только отдельных памятников, но и целых ансамблей исторического центра Торжка. Пилотная программа по сохранению памятников культуры, в которую вошла Тверская область, должна предусмотреть эти важные детали. Это означает, что необходим комплексный подход к этому вопросу: обновление фасадов жилых домов, придомовых территорий, создание единого дизайн-кода города и так далее. Все это в итоге сформирует целостный ансамбль, отражающий патриархальный купеческий Торжок, который обеспечит комфортные и благоприятные условия для жителей и повлияет на туристический потенциал города в целом. 

 

– Я не могу вас, конечно, не спросить о визите президента: что его больше всего интересовало, о чем был разговор?

– Мы говорили о проблемах малых городов и наших объектов культуры. Один из важных вопросов, которые мы обсуждали с президентом, – дефицит профессиональных кадров. Огромное счастье, когда к нам возвращаются молодые специалисты. Но сегодня это большая редкость. Поэтому программа поддержки земского работника культуры, инициированная президентом России, актуальна как никогда и вселяет надежду, что у молодежи появится мотивация приехать в малый город, получить опыт работы, например, в федеральном музее. Мы были впечатлены отношением Владимира Владимировича к деталям, для него не существует неважных вопросов: он с живым интересом слушал экскурсию об истории Торжка и с таким же вниманием погружался в проблемы, обсуждаемые за круглым столом. 

iBEnXAoKDA9aZCQFCt6AY99Z7upqTQlS.png
Владимир Путин и директор ВИЭМ Ирина Жукова во время осмотра выставочного комплекса «Музейные ряды». Тверская область, Торжок, 27 марта 2024 года

 

Новый Торг и новоторы

Первое упоминание Торжка в летописях относится к 1139 году. Как и первое упоминание о Москве, оно связано с деятельностью князя Юрия Долгорукого. Новгородская первая летопись старшего извода излагает дело так: «Въ лѣто 6647 [1139]. Приде Гюрги князь из Суждаля Смольньску и зваше новгородьцев на Кыевъ на Всѣволодка, и не послушаша его. И тъгда… разгнѣвася Гюрги, идя опять Суждалю, възя Новый търгъ». Впрочем, основан Новый Торг (так назывался город в то время) новгородскими купцами был еще раньше – судя по археологическим данным, это произошло на рубеже X–XI веков. Название города происходит от слов «торг», «торжище» – место торговли, площадь, рынок: по всей видимости, именно здесь находился перевалочный пункт торговли Новгорода с Суздальской землей. Названия «Торг» и «Новый Торг» постепенно оказались вытеснены уменьшительно-ласкательным «Торжок», при этом самоназвание его жителей осталось прежним – «новоторы».

7620-3317.png

 

Грамота № 17

По количеству найденных берестяных грамот Торжок занимает третье место после Великого Новгорода и Старой Руссы. Всего здесь было обнаружено 19 грамот – их можно увидеть в экспозиции Всероссийского историко-этнографического музея. Первую новоторжскую грамоту нашли в 1985 году: она не содержала связного текста, только начертания букв. В 1999-м археологи отыскали сразу 13 грамот. В 2000-м к ним прибавились еще две, в 2001-м – еще три. Интересно, что 1000-я грамота, найденная на территории Древней Руси, также была обретена именно в Торжке.

Одним из главных экспонатов музея является берестяная грамота № 17, обнаруженная во время раскопок в центре города. Ее датируют 1180–1200 годами. Она содержит отрывок из «Слова о премудрости» выдающегося древнерусского православного богослова Кирилла Туровского (ок. 1130 – ок. 1182). Грамота № 17 является одной из самых крупных находок такого рода: ее длина составляет 55,5 см, а ширина – 9 см. Семь строк, запечатленных на бересте, содержат список человеческих грехов: «Мачехины же дети – это гордыня, непокорность, переченье, высокомерие, хула, клевета, злоумышление, гнев, вражда, пьянство, сатанинские игрища и всякое зло. А грязь – это клевета, хула, гнев, осуждение, переченье, ссора, драка, зависть, вражда, злопамятство, непокорность, злобность, злые помыслы, забавы со смехом и все игрища бесовские; также упивание, ростовщичество, грабеж, разбой, воровство, убийство, напускание порчи, поклеп, отравление, блуд, прелюбодеяние, колдовство». 

Предположительно их начертал священник, готовясь к проповеди. Крупнейший исследователь берестяных грамот академик Андрей Зализняк отмечал, что новоторжская грамота № 17 – «первый случай, когда до нас дошел записанный на бересте полностью сохранившийся собственно литературный текст заметной длины. Эта находка решительно подтвердила предположение о том, что в Древней Руси, помимо писем и записок, посвященных текущим делам, на бересте иногда записывались и литературные тексты». Историки считают, что благодаря этой находке Торжок предстает одним из центров древнерусской книжности: Туров, откуда происходил Кирилл, расположен на юге Белоруссии, в 1000 км от Торжка. Кирилл умер в 1180-х годах, а уже в конце XII века в Торжке читали и переписывали его произведения.

photo_torzhok_0017_1.jpg_thumb-large.png

drawing_torzhok_0017_1.png_thumb-large-1.png

Владимир Рудаков, главный редактор журнала «Историк»