Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

На обломках свастики

№113 май 2024

Семьдесят пять лет назад накануне Дня Победы в берлинском Трептов-парке состоялось торжественное открытие памятника Воину-освободителю.

 

Он узнаваем с первого взгляда – воин с девочкой на руках, попирающий ногами разбитую свастику, символ побежденного нацизма. Солдат, вынесший все тяготы противостояния с гитлеровской Германией и завоевавший мир для Европы. В то время, после недавно отгремевшей Второй мировой войны, повсюду открывались памятники. Но многие из них создавались в спешке: хотелось как можно быстрее увековечить героев. Скульптору Евгению Вучетичу удалось возвести ансамбль на века. Не случайно именно этот монумент стал всемирно известным символом Победы. О военном подвиге можно говорить высокопарно, но скульптор, видевший войну глазами солдата и офицера, создал непарадный и щемяще человечный образ советского Воина-освободителя.

dreamstime_l_112501884.png
Воин-освободитель. Скульптор Е.В. Вучетич. 1949 год

 

Солдат или генералиссимус?

Идея строительства мемориала в Трептов-парке принадлежит маршалу Клименту Ворошилову. «Первый красный офицер» знал, что сюда решили перенести останки тысяч военнослужащих, погибших в боях за Берлин и похороненных в одиночных и братских могилах в разных частях города. Он предложил достойно почтить память павших в последних сражениях великой войны. В 1946 году военный совет Группы советских войск в Германии объявил конкурс на создание проекта монумента. Почти ни у кого не было сомнений, что центром композиции станет статуя генералиссимуса Иосифа Сталина.

Таким будущий мемориал видел поначалу и Вучетич. Скульптор в первые дни войны ушел добровольцем на фронт, записавшись в ряды московского народного ополчения. В 1942 году комбата Вучетича вынесли из боя полуживым. От последствий той тяжелой контузии он так никогда и не оправился, сильно заикался, речь подчас давалась ему с трудом. И всю жизнь с тех пор Вучетич создавал в бронзе и камне реквиемы и гимны героям войны. Его иногда упрекали в гигантомании. Он действительно мыслил масштабно, хотя знал толк и в камерной скульптуре. Мастер понимал Великую Отечественную как противостояние вселенского размаха – и вложил свою немалую лепту в создание эпоса того грозного времени. Он служил памяти о фронтовом подвиге с таким же самозабвением, с каким древние иконописцы служили Богу, а художники эпохи Возрождения – идее величия человека. Но памятник в Берлине давался ему непросто. Скульптор набросал несколько вариантов – и ни один не считал удачным…

На конкурс поступило более 30 проектов. Вучетич предложил две композиции – Сталина с огромным глобусом в руках как символом спасенного от коричневой чумы мира или солдата с девочкой. Второй вариант казался запасным, дополнительным. Решающий голос, конечно, принадлежал самому Верховному главнокомандующему – независимо от формального состава жюри. По легенде, он спросил скульптора: «А вам еще не надоел этот усатый?» А потом присмотрелся к проекту с идеей Воина-освободителя и неожиданно произнес: «Вот такой памятник нам и нужен!» Достоверность диалога сомнительна, но бесспорно одно: Сталин не захотел, чтобы его очередное бронзовое изваяние возвышалось над Берлином. Понял, что Великую Победу нужно прославить неординарным монументом, который брал бы за душу.

Генералиссимус внес в «солдатский» проект лишь одну серьезную редакторскую правку. У Вучетича солдат, как положено, был вооружен автоматом. Сталин предложил заменить стрелковое оружие мечом, дополнив реалистический памятник былинной символикой. Спорить с вождем было не принято. Однако в этом случае он как будто угадал образную систему, которая привлекала скульптора. Огромный меч – простой, но емкий символ, вызывающий ассоциации с далеким прошлым, с самой сутью истории. И фигура, которая возвышается над захоронениями героев, напоминает о подвигах многих веков. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» – эти легендарные слова в годы Великой Отечественной звучали часто. Вучетичу в качестве модели послужил меч новгородского князя Всеволода Мстиславича, жившего в XII веке. Солдат в Берлине опустил свой клинок, бои закончены, его поза невоинственна. А Вучетич потом вложил былинный меч и в руку сталинградской Родины-матери.

Vuchetich.png
Скульптор Евгений Вучетич

 

Подвиги милосердия

Мы привыкли к этому скульптурному сюжету – солдат с ребенком на руках. Что символизирует эта девочка? Семейный кров, дочерей, за которых сражались бойцы Красной армии, прошедшие дорогой побед и поражений от Сталинграда до Берлина? А может быть, детей всего мира? Их наши воины спасли от поработителей. Или это немецкая девочка, берлинка, которую советский солдат защитил от нацизма, от войны?

Вучетича на создание этой скульптуры вдохновили реальные фронтовые истории. 30 апреля 1945 года гвардии старший сержант Николай Масалов участвовал в упорном бою на берегу Ландвер-канала в Берлине. В момент затишья перед самой атакой бойцы услыхали детский крик. «Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он», – обратился сибиряк-сержант к командиру. «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери, – рассказывал Масалов. – У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: "Муттер, муттер!" Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

За мужество, проявленное в уличных боях в Берлине, Масалов получил орден Славы 3-й степени. О его геройстве в мемуарах писал маршал Василий Чуйков: «Ползти к Горбатому мосту было опасно. Площадь перед мостом простреливалась огнем пулеметов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под землей. Сержант Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках… Передав девочку санитаркам, он снова стал у знамени полка, готовый к броску вперед». Известно, что еще в 1945 году в Германии Вучетич познакомился с 23-летним сержантом, даже делал с него зарисовки.

Схожий подвиг в те же дни совершил 26-летний минчанин Трифон Лукьянович, тоже старший сержант. Его жена и две маленькие дочери погибли под немецкими бомбами. Отца, мать и сестру, живших в селе под Минском, оккупанты казнили за связь с партизанами. Лукьянович, попавший на фронт в самом начале войны, сражался в Сталинграде, не раз был ранен – и его признали непригодным к армейской службе. Но он всеми правдами и неправдами добился возвращения в свою часть.

Стрелковая рота, в которой служил Лукьянович, вела бой на Эльзенштрассе, в двух шагах от Трептов-парка. Услышав детский плач, он тут же бросился в сторону разрушенного дома, где засели эсэсовцы. Писатель, военкор «Правды» Борис Полевой – свидетель подвига – вспоминал: «Потом мы увидели его с ребенком на руках. Он сидел под защитой обломков стены, точно бы обдумывая, как же ему дальше быть. Потом прилег и, держа ребенка, двинулся обратно. Но теперь двигаться по-пластунски ему было трудно. Ноша мешала ползти на локтях. Он то и дело ложился на асфальт и затихал, но, отдохнув, двигался дальше. Теперь он был близко, и видно было, что он весь в поту, волосы, намокнув, лезут в глаза и он не может их даже откинуть, ибо обе руки заняты».

Стрельба прекратилась с обеих сторон – но тут напряженную, звенящую тишину разрезал один-единственный выстрел. Ребенок вцепился в мокрую от пота солдатскую гимнастерку. Лукьянович успел передать девочку в надежные руки товарищей. Она выжила и всю жизнь помнила своего спасителя. А тот умер через несколько дней в госпитале, ранение было смертельным, оказалась задета аорта. Полевой опубликовал в «Правде» очерк о герое, о нем узнала вся страна. Автор «Повести о настоящем человеке» самым памятным называл именно этот свой берлинский репортаж. В феврале 1976 года на Эльзенштрассе появилась мемориальная доска с надписью по-немецки: «Трифон Андреевич Лукьянович, старший сержант Советской армии, спас на этом месте 29 апреля 1945 года немецкого ребенка от пуль СС. Пять дней спустя после этого героического поступка он умер от тяжелых ранений». В 1999-м ее демонтировали, посчитав Лукьяновича придуманным писателем персонажем, – и это остается на совести немцев…

Солдаты Красной армии доказали, что на войне необходимы не только отвага и мужество, но и человечность. Они были именно освободителями, а не мстителями. Подвигов милосердия в те дни совершалось немало. Летопись боев хранит имена героев, которые спасали немецких детей из горящих домов в Берлине. Это связистки Настя Олехова, Тося Григорьева, Тамара Рженовская, старшина Александр Малышев… Вучетич посчитал своим долгом рассказать об этих подвигах берлинцам и всему миру. Показать солдата, который не ожесточился, защитив и свою страну, и будущее Германии.

 

Спасшим человечество 

Создать такой мемориал во время послевоенной разрухи – задача непростая. Строительные материалы, как и рабочие руки, были на вес золота. Решили использовать гранит колонн и отделки разрушенного в ходе боев здания Имперской канцелярии. У Франкфурта-на-Одере удалось обнаружить склад необработанного гранита, предназначавшегося для нацистских памятников. Теперь этот камень послужил благому делу. Строили мемориал под руководством советских военных инженеров, прошедших фронт. Здесь трудились более тысячи берлинцев – каменотесы, бетонщики, монтажники… Привлекли к проекту и несколько немецких литейных фирм. Но бронзовую фигуру солдата весом в 70 тонн отливали на знаменитом ленинградском заводе «Монументскульптура» – в рекордно короткие сроки. Фрагменты памятника бережно доставили в Берлин на кораблях – по Балтийскому и Северному морям, по рекам Эльбе, Хафель и Шпрее. Вучетич вспоминал, что, когда скульптуру смонтировали, один из лучших немецких литейщиков поцеловал ее цоколь со словами: «Вот еще одно русское чудо!»

Все было готово ко Дню Победы 1949 года – и 13-метровый Воин-освободитель, вставший на высоком кургане, и Зал памяти, и саркофаги над братскими могилами. 8 мая «пантеон русской военной доблести» – так писали о мемориале тогдашние газеты – был открыт в присутствии фронтовиков, наших солдат и офицеров. На торжественной церемонии советский комендант Берлина генерал-майор Александр Котиков произнес речь, которую напечатали десятки изданий мира: «Этот памятник, только что открытый в центре Европы, в Берлине, будет постоянно напоминать народам, когда, кем и какой ценой была завоевана Победа, спасение социалистического Отечества, спасение жизни настоящих и грядущих поколений человечества». Котиков имел к памятнику Воину-освободителю чуть ли не прямое отношение: его дочь Светлана, будущая актриса, ровесница Победы, позировала скульптору в образе немецкой девочки.

Мемориал и 75 лет спустя сохраняется в первоначальном виде. По пути к главному монументу мы видим приспущенные гранитные знамена, скульптуры коленопреклоненных бойцов и скорбящей матери. Рядом – русские плакучие березы. В центре ансамбля – насыпной курган, на кургане – пантеон, а из него вырастает памятник солдату. Высечены в граните надписи по-русски и по-немецки: «Вечная слава воинам Советской армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства».

Оформление Зала памяти, который находится внутри постамента, задало тон многим музеям Великой Отечественной войны – вплоть до комплекса на Поклонной горе в Москве. Мозаика, созданная художником Анатолием Горпенко, орден «Победа» на плафоне, Книга памяти в драгоценном ларце с именами похороненных в Трептов-парке советских воинов – все это свято хранится. Не стирают немцы со стен мемориала и цитаты Сталина. В пантеоне все так же горят золотом слова мозаики: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества». Помнит ли об этом сегодняшняя Европа?

 

Гвардии рядовой

Для памятника, стоящего в Трептов-парке, скульптору Вучетичу позировал солдат Иван Одарченко

Его призвали на службу в 1944 году, едва ему исполнилось восемнадцать. До этого он успел побывать колхозным бригадиром. Воевал в составе 114-й гвардейской стрелковой дивизии 9-й гвардейской армии. Вместе с боевыми товарищами Иван Одарченко освобождал Европу, закончил войну под Прагой, заслужив медаль «За отвагу». Героем себя не считал. После Победы его часть перевели в Берлин. Там в августе 1947 года на соревнованиях в честь Дня физкультурника высокого, плечистого парня приметил Евгений Вучетич. Он сразу понял: этот гвардии рядовой – идеальная модель для создания образа Освободителя. «Хочу лепить с тебя фигуру воина!» – с такими словами один фронтовик обратился к другому. Командование не возражало, Одарченко тоже. Он позировал в мастерской Вучетича почти полгода. Иногда по несколько часов кряду с девочкой на руках. Лишь изредка его сменяли другие бойцы – «дублеры».

После открытия мемориала в Трептов-парке Одарченко продолжал служить в Берлине. Несколько раз ему довелось стоять в почетном карауле у памятника, для которого он позировал. Тушевался, если кто-то замечал сходство. Демобилизовавшись, Иван поселился в Тамбове, где жила его сестра. Там создал семью и почти 40 лет проработал токарем на небольшом заводе «Автотрактородеталь». Фронтовик редко рассказывал о Вучетиче, о создании всем известного памятника, к которому имел непосредственное отношение. Общественное внимание к этой истории привлек тамбовский краевед и коллекционер Николай Никифоров. А в 2010 году в Тамбове открыли памятник Ветерану-победителю. И моделью снова стал Одарченко. В этой композиции тамбовских скульпторов Виктора Кулаева и Валерия Парамонова фронтовик сидит на лавочке, а на коленях у него – правнучка. Одна из тех, для кого наши бойцы в 1945 году завоевали мирное будущее.

Портрет.png
Иван Степанович Одарченко (1926–2013) в годы войны

Памятник.png
Памятник Ветерану-победителю в Тамбове.
Скульпторы В. Кулаев и В. Парамонов. 2010 год

 

Имена героев

dreamstime_l_72085370.png

Мемориал в Трептов-парке – не просто один из самых известных в мире памятников, но и воинское кладбище. Тут похоронены 7,2 тыс. солдат и офицеров – это лишь малая часть из почти 80 тыс. воинов Красной армии, погибших при штурме Берлина. Известные на момент создания мемориального комплекса их имена – всего около 2,5 тыс. – были вписаны в хранящуюся здесь Книгу памяти. То есть подвиг тысяч и тысяч бойцов остался безымянным! С 2015 года на протяжении нескольких лет 8–9 мая в Трептов-парке проводилась акция «Солдатские имена на братских могилах»: волонтеры из разных стран выставляли таблички, рассказывающие о героях. Со временем имен становилось все больше. Была проведена огромная работа: российским и немецким поисковикам, архивистам, историкам удалось восстановить имена почти всех павших в последние дни Великой Отечественной войны в Берлине. Благодаря им дети, внуки, правнуки погибших победной весной 1945 года узнали, где покоятся их родные. «Родина не забудет своих героев» – теперь эта надпись у братских могил Трептов-парка обретает еще больший смысл.

Арсений Замостьянов, кандидат филологических наук