Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Мы вас подождем!»

№113 май 2024

Операция «Багратион» стала одним из главных событий 1944 года. Советское командование справедливо полагало, что победный пример великих предков станет дополнительным моральным стимулом для тех, кому предстояло освободить территорию своей Родины от немецких оккупантов. Это был верный расчет. В итоге имя героя Бородинской битвы генерала Петра Ивановича Багратиона было увековечено в названии одной из самых успешных военных операций Второй мировой войны. Советским войскам удалось полностью разгромить вражескую группу армий «Центр» – ту самую, что за три года до этого неудержимо рвалась к Москве. Победа была достигнута на фронте протяженностью 1100 км. Боевой опыт, приобретенный нашими бойцами и командирами с начала Великой Отечественной войны, был помножен на возросший потенциал военной промышленности страны. И это привело к победе.

События развивались стремительно. 20 мая 1944 года план наступательной операции в Белоруссии, разработанный лучшими стратегами Генерального штаба Красной армии, был представлен на утверждение Верховному главнокомандующему, а уже 23–24 июня наши войска перешли в наступление. Этого времени хватило и для того, чтобы тщательно подготовиться к действиям в труднопроходимой местности, и для того, чтобы незаметно для противника обеспечить на направлениях удара численное превосходство в людях, боеприпасах и технике. Наступление, блестяще осуществленное силами четырех фронтов, завершилось к концу августа. К этому времени наши войска продвинулись на запад на 550–600 км, освободив от захватчиков территорию Советской Белоруссии. Кроме того, была очищена от врагов часть Литовской ССР – города Вильнюс, Каунас, Шяуляй, а также польский Люблин и один из самых страшных нацистских лагерей смерти, располагавшийся в Польше, – Майданек. Фактически наступление остановилось уже за пределами СССР, в предместьях Варшавы, которую ценой немалых потерь наши войска освободят только в январе 1945-го… 

Среди освобожденных в то лето городов был и белорусский райцентр Борисов. За три года до этого, в трагические летние дни 1941-го, Константин Симонов вспоминал этот город в одном из самых сильных своих стихотворений:

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: – Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» – говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!» – говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется, 

Что следом за мной их идут голоса.

Это бессмертное «Мы вас подождем!», выражавшее непреклонную веру в то, что нашивернутся и освободят от врага родную землю, безусловно, было одним из главных стимулов для бойцов и командиров Красной армии…

Советская операция «Багратион» разворачивалась в дни, когда на западе Европы наши союзники по антигитлеровской коалиции, понимая, что иначе весь Старый Свет будет освобожден «красными», наконец-то открыли второй фронт. Высадка в Нормандии была успешной. Уже в конце августа англо-американские войска освободили Париж. Тем не менее советско-германский фронт оставался главным. Это признавали и наши враги, и наши союзники. Об этом свидетельствуют и цифры: 70% потерь немцев (не считая их союзников и сателлитов) пришлось на Восточный фронт, там были разгромлены 507 из 680 гитлеровских дивизий. Даже после высадки в Нормандии на советско-германском фронте было задействовано почти в два раза больше немецких дивизий, чем на всех других театрах военных действий.

Впереди был последний год войны, ликвидация нацистского зверя в его логове. За то, чтобы очистить Европу от коричневой чумы, СССР заплатил жизнями почти миллиона наших солдат и офицеров: в Польше – более 600 тыс., в Чехословакии – 144 тыс., в Венгрии – 140 тыс., в Германии – свыше 100 тыс. человек… «Будущие поколения признают свой долг перед Красной армией так же безоговорочно, как это делаем мы, дожившие до того, чтобы быть свидетелями этих великолепных побед», – писал 23 февраля 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в личном послании Иосифу Сталину по случаю Дня Красной армии. Светлая память всем нашим героям – и тем, кто сражался с оружием в руках, и тем, кто самоотверженно трудился в тылу, и тем, кто пал смертью храбрых, и тем, кто дожил до 9 Мая! С Днем Победы!

Владимир Рудаков, главный редактор журнала «Историк»