Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Судьба нерушимого

№96 декабрь 2022

«Русь слиняла в два дня. Самое большее – в три». Писавший в 1917-м эти горькие строки Василий Розанов все-таки оказался не совсем прав. Несмотря на кровавый шторм, действительно смывший императорскую Россию, разрушивший ее государственную систему и надломивший территориальную целостность, страна не «слиняла». Историческая Россия смогла себя сохранить: сто лет назад – 30 декабря 1922 года – был образован СССР. Вождь большевиков Владимир Ленин на месте монолитной (но от этого не менее хрупкой, как показал 1917 год) Российской империи предложил создать союз равноправных республик, в который в будущем могли бы влиться не только части бывшей царской России, но и другие вставшие на путь коммунистического строительства территории. Именно поэтому в словосочетании «Союз Советских Социалистических Республик» не было даже намека на этническую или хотя бы континентальную (как у Соединенных Штатов «of-таки Америки») принадлежность государства.

Изначально и до самого своего конца это был глобальный проект. Отсюда его масштаб, отсюда же – невнимание к «несущественным» мелочам. Таким, как, например, заложенная в самом Договоре об образовании СССР возможность республик выйти из состава Союза. Ведь само такое право существовало, а механизм его реализации (кто, на каких основаниях, в рамках какой процедуры принимает решение о выходе) так и не был создан. Это аукнулось почти через 70 лет – в декабре 1991-го, когда три человека, совсем незадолго до того ставшие главами системообразующих республик СССР, в одночасье обрушили «Союз нерушимый», полагая, что имеют на такой шаг полное право.

Конечно, отцы-основатели СССР даже в страшном сне не могли себе это представить. Впрочем, и их вклад в то, что союзное государство рухнуло так, что максимальный ущерб при этом был нанесен именно России, весьма внушителен. Ведь это по инициативе Ленина к Советской Украине присоединили Донбасс. Ведь это решением Иосифа Сталина со товарищи за счет тогдашней территории РСФСР были нарезаны среднеазиатские республики (в том числе с передачей им территорий, испокон века заселенных русскими, как это произошло при создании Казахской ССР). И именно при Сталине стартовала масштабная кампания коренизации – продвижения на руководящие посты местных кадров и насильственного насаждения национальных языков даже там, где само население всячески этому противилось. Тем самым большевики своими руками сформировали базу для будущего роста националистических настроений, полагая, впрочем, что они всего лишь восстанавливают историческую справедливость, нарушенную в Российской империи – «тюрьме народов», как они ее называли. Наконец, нельзя не вспомнить решение Никиты Хрущева, в 1954-м передавшего Крым с Севастополем из состава РСФСР братской Украинской ССР…

Правда, пока страна была сильна, никаких угроз ее целостности не возникало. Великая Отечественная война стала часом истины для всего многонационального советского народа. СССР вышел из этой войны в ореоле славы, превратившись в мощную сверхдержаву. Однако к середине 1980-х все это было отодвинуто на второй план. Неэффективность экономической модели, несостоятельность идеологических постулатов, разрушение социальных лифтов – страна оказалась в кризисном состоянии. Попытка выхода из кризиса, предпринятая Михаилом Горбачевым, окончилась распадом унаследованного от предков единого государства, резким падением влияния исторической России на мировой арене, обнищанием граждан, деградацией социальной сферы и девальвацией ценностей…

Кто виноват в случившемся обвале? Убежден: не только Горбачев, но и тогдашнее «демократическое» окружение Бориса Ельцина, а также те, кто «демократов» поддержал. Борясь с Горбачевым, они провозгласили суверенитет России внутри Союза и тем самым дали мощный импульс республиканскому сепаратизму. Именно эти люди пошли на подписание Беловежских соглашений, больнее всего ударивших по их собственной стране. Именно они, как большевики в октябре 1917-го, сознательно обрушали «империю» и не скрывали этого. Между тем шансы сохранить ядро союзного государства (Россия, Белоруссия, Казахстан, даже без Украины, которая тогда уже взяла курс на незалежность) были весьма высоки даже в декабре 1991-го, и тому есть многочисленные свидетельства. Причем и среди «демократов» были люди, заявлявшие об ошибочности предложенной в Беловежье схемы распада. Тогдашний мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, например, заявлял, что коль скоро Договор об образовании СССР упраздняется, то и республики, входившие в его состав, должны выйти из него в тех границах, которые они имели до вступления в Союз. Назвав сохранение Крыма в составе самостийной Украины «миной под наше будущее», Собчак уже тогда говорил о том, что крымчане сами должны решить свою судьбу, а игнорировать их волю – просто беззаконие…

Почему этого не понимали те, кто распустил СССР?

Владимир Рудаков